26.01.2012 Ай, да Галец, ай да…, или Впечатления от предстоящей премьеры

Общественный просмотр, пожалуй, самой актёрской премьеры нынешнего сезона - моноспектакля Василия Гальца “Жалобы влюблённых” - прошёл вчера на малой сцене Могилёвского театра драмы. Зрители были приглашены на неторопливую, вдумчивую беседу о страстях человеческих, о любви мужчины к женщине и об ошибках влюблённых в самих себя людей. Литературным материалом для постановки послужили басни и фацеции Леонардо да Винчи, а также одноимённая пастораль Уильяма Шекспира.

Прежде чем, что бы то ни было писать, хочется воскликнуть: “Браво, Галец!”. И это не дань патетике, и не заискивание перед талантом Василия Николаевича. Собственно, едва ли он в этом нуждается. Галец давно состоялся как актёр, причём - разноплановый, характерный, умеющий тонко чувствовать нюансы классического произведения. Его мастерство и, наверное, его уникальность в могилёвской труппе заключается в способности быть одновременно комичным и драматичным. Галец многолик и не фальшив! Созданные им образы заставляют верить в волшебство, в магию театра.
Василий Галец
Конечно, не случайно актёр выбрал произведения гениев европейского Возрождения. Да Винчи и Шекспир - интеллектуальные лидеры каждый своей эпохи. Они - воплощённая мудрость (вновь простите за патетику). Именно так и стоит воспринимать басни Леонардо. Великий итальянец, пожалуй, всё сказал о тщеславии, глупости, самовлюблённости и эгоизме. Гальцу оставалось лишь повторить. Но легко сказать… «повторить». Как объединить 10 мудростей в одном единственном спектакле и не быть скучным?

«Я хочу позабавить ваш ум и дать полезный урок вашему сердцу. Величайшие дары посылают небеса людям. Но мы живём страстями. И как часто мнимые победы ведут нас в тупик». Этими словами Актёр открыл свой моноспектакль. В руках у него был глобус - точнее, жёлтый пластмассовый шар с очертаниями континентов. «Я хочу, чтобы вы смотрели на происходящее глазами ребёнка, воспринимая меня как учителя». Иными словами, Галец пригласил своего зрителя на урок. Мастерски изображаемые им образы - паук-мечтатель, тщеславная бритва, бездумный тополь - не стоит иначе воспринимать, как правдивое зеркало, в которое нужно смотреться всем - и счастливым, и несчастным. И если смеяться, то смеяться над собой, если плакать, то также над собственной судьбою.

В Гальце умирает актёр, способный, на мой взгляд, воплощать образы античной греческой драмы. Почему-то многие из нас воспринимают этого талантливого человека как некоего Луи де Фюнеса. Что полный вздор! Потому что есть разница между шутовством и плутовством. Внешность в случае Василия Гальца не стоит абсолютизировать. Этот актёр диалектичен, его умение заставить смеяться равносильно умению заставить задуматься. Наверное, это и есть основная цель этого спектакля - деликатно пригласить задуматься о нетривиальном. Отказаться от мелочей и посмотреть в принципе на то, как мы живём!

Во второй части спектакля - был Шекспир, а точнее блестяще исполненные партии несчастной влюблённой, коварного искусителя и старика из его пьесы “Жалобы влюблённых”. Галец блистал или, выражаясь языком наших Интернет-пользователей, «отжигал по полной». В общем, без тени иронии, молодец! Здесь ещё раз уместно сказать: «Браво! Браво! Браво!» Потому что такой способности мгновенно перевоплощаться, держать внимание зрителей пасторалью, на которой, кстати, откровенно зевали наши предки, - всему этому стоит позавидовать. Браво, Василий Николаевич! Так держать!

Источник

Ай, да Галец, ай да…, или Впечатления от предстоящей премьеры (П. Леванович, Mycity.by, январь 2012)