История могилевского театра Драмы. Часть 2.

История могилевского театра Драмы. Продолжение...

И снова этот всевыносящий город возрождался "всем миром", правда, много понадобилось времени, чтобы залечить нанесенные раны. Городские власти помогли, да и сами разоренные купцы и мещане нашли сочувствие у иногородних промышленников, с которыми вели некогда торговлю. Могилев понемногу отстроился. Починили храмы, стараниями белорусского епископа Георгия Конисского к 1762 г. заново отстроили Спасскую церковь, сгоревшую почти до основания.

В 1772 году, после первого раздела Польши, Могилев был присоединен к России и назначен губернским городом Могилевской губернии. Первым наместником или генерал-губернатором назначен был граф Захарий Григорьевич Чернышев (4 июля 1778 г.). В 1780 г. Екатерина II должна была встретиться с австрийским императором Иосифом в Могилеве. 21 мая прибыл император Иосиф под именем графа Фалькенштейна, сопровождаемый Румянцевым. Императрица Екатерина прибыла из Полоцка 23 мая. В Могилеве они гостили до 29 мая, после чего вместе отправились (через Шклов в Оршу) в Смоленск. "Для приема высоких гостей, гр. Чернышев умел устроить все с таким великолепием, что маленький, недавно сожженный Могилев походил скорее на столицу. Город был украшен триумфальными арками, фестонами, прозрачными символическими картинами и пр. Собрано было десять тысяч войска; съехалось все дворянство обеих губерний, Могилевской и Полоцкой. Из Петербурга выписана итальянская опера и придворная капелла". "Известный в то время архитектор Бригонзи построил театр и колоссальных размеров бальную залу". В изящном деревянном здании театра итальянская труппа (в составе К.Бонафини, А.Д. де Бернуци) представили 25, 27 и 29 мая 1780 г. оперы Дж.Паизиела "Мнимая возлюбленная", "Фраскатана" и "Мнимые философы".

К русским драматическим и музыкально-драматическим произведениям обращались и великосветские любители из окружения графа З.Г.Чернышева, первого екатерининского наместника в Белоруссии. О характере и художественном уровне сценических представлений в известной мере говорит тот факт, что в 1781 г. чернышевский "благородный театр" развлек и заполнил досуг молодого престолонаследника, в будущем императора Павла I, посетившего проездом "в чужие края" чечерское имение графа. Представлялась комическая опера "Новое семейство" (текст С.К.Вязмитинова, музыка Фрейлиха) и французская комедия "Anglomanie". Играли спектакли, пели, музицировали, используя ноты, и танцевали во многих других помещичьих усадьбах, в частнособственнических местечках и городах, пожалованных Екатериной II русским сановникам в родовое, наследственное владение.

Могилев в начале XIX в. (акварель И.Пешки)Во 2-й пол. XVII - 1-ой пол. XVIII вв. при гимназии иезуитского коллегиума существовал Могилевский школьный театр, который разыгрывал панегирики на латинском и польском языках с аллегорическими прологами, хорами и эпилогами ("Знаки чести сарматской, дедовские секиры Оссолинских", 1722 г.; "Ключ знаний, присоединенный к ключу прадедовского герба Михаловских", 1726 г.; "Венчанное жилище мудрости", 1732 г.). В конце 1780-х гг. в Могилеве действовал частный театр архиепископа Богуша Сестренцевича, личности весьма замечательной (студент нескольких европейских университетов, офицер прусских гусар, потом капитан Литовской гвардии, учитель жирмунских Радзивилов, драматург, затем обращенный в католицизм ксендз). Его драма "Гиция в Тавриде", поставленная в 1788 г., имела успех у зрителей.

Вид Могилева в конце XVIII-начале XIXв. (акварели И.Пешки)В Могилеве происходили показы знаменитых тогда батлеечников Вазилы и В.Бутомы. Также театральные представления разыгрывались в резиденции католического епископа и в семинарии, построенной Г.Конисским. В одном и том же спектакле нередко выступали партнерами великосветские любители и крепостные артисты. К участию в этих спектаклях привлекались и вольнонаемные "заезжие" актеры-профессионалы. Театр "благородных" актеров-любителей стремительно перерастал узкие рамки закрытых, сугубо домашних, придворных забав и развлечений. Театральное любительство переставало быть достоянием дворян только великосветского круга, становилось реальной потребностью и активной формой духовной жизни всех слоев привилегированного сословия.

До середины 1840-х гг. профессиональные русские странствующие труппы еще не охотно жаловали своим посещением белорусские города. В культурно-общественной жизни Белоруссии господствовал польский язык. В конце XVIII века в Могилеве демонстрировали свое искусство польские труппы А.Жуковского (с участием примы Ю.Жуковской) и Е.Шиманского. В начале XIX в. представляли свои сценические произведения труппы К.Каминского, Ш.Недельского, В.Решевского, Ю.Милявского, В.Ашпергера, М.Бетлеевского, К.Федецкого, А.Рутковского (1812 г. с участием В.Ашпергера), Е.Хелмиковского, (1842 г.), Ю.Кондрата (1852-1854 годов).

Иосифовский собор в Могилеве, конец XVIII в. (акварель Н.Львова)Между тем потребность в сценических представлениях росла, а деятельность передвижных заезжих и местных трупп все более ширилась и крепла. Деятели театра искали зрителя, местный зритель тянулся к театру. Спектакли в том или ином городе теряли гастрольный, спорадический характер, а "приватные" польские труппы - черты бродячей "компании". Театральные представления давались уже не только "к случаю" в ярмарочные дни, народные празднества или юбилеи коронованных особ, но и в будни. Создавался устойчивый театральный сезон. Театр становился неотъемлемой частью повседневного городского быта, одной из самых активных форм духовной жизни людей.

Долгое время основным театральным помещением в Могилеве было деревянное здание, возведенное над Днепром еще в XVIII в. по проекту архитектора Бригонзи в честь посещения города Екатериной II. Шел год за годом, одна заезжая труппа сменяла другую, и недолговечный деревянный театр пришел в совершенно непригодное состояние.

Вид Могилева в конце XVIII-начале XIX в. (акварель Н.Львова)С начала 40-х гг. театр располагался на втором этаже старинного каменного здания на Ветреной улице (позже Большая Садовая) вблизи губернских присутственных мест. На переделку и ремонт этого здания, "долго остававшегося в запустении", и "на оборудование театрального помещения было ассигновано из городских доходов 22000 рублей". На нижнем этаже обновленного здания разместились торговые лавки. Но в феврале 1852 г. это здание, принадлежавшее городской думе, сгорело, и спектакли стали играть, как и прежде, в более или менее приспособленных для этой цели частных домах. В связи с этим в 1861 г. обозреватель театральной жизни Могилева писал: "У нас нет ни здания, удобного для помещения театра, ни прочих театральных принадлежностей...". Декорации, бутафорию, костюмы, реквизит и т. д. театральные коллективы вынуждены были возить с собой или же в спешном порядке изготовлять и приобретать на месте.

Могилев - вид на ратушу и главную площадь  города в конце XVIII в. (акварель Н.Львова)С приходом весны и до первых осенних заморозков сценические представления в Могилеве давались также и на подмостках летнего ветхого деревянного театра, называемого по преданию "воксалом". Он был построен заезжим антрепренером в "небольшом, но содержимом в порядке и чистоте" городском саду. Там в летние сезоны ставились спектакли русских антреприз А.Сомова (1865 г.), Арсеньева (1866 г., в отдельных спектаклях оркестром управлял граф Н.Н.Толстой). Подчас использовались иные помещения. Так, летом 1870 г. труппа А.А.Волгина играла "в обширном здании" городских казарм губернского батальона. Кстати, актеру Волгину, исполнявшему в театре и функции режиссера, в сильной степени было присуще чувство правды живого общения с партнером на сцене, чувство ансамблевой целостности спектакля. Волгин, писал некто S.S., "как видно, чувствует себя неловко, если ему приходится действовать на сцене с лицами, не умеющими создать своей роли". Актеру нравился могилевский зритель, и в записке, поданной на имя Главного начальника края (март 1865 г.), он даже излагал намерение строить в Могилеве здание русского театра. Но со строительством дело не сладилось, и Волгин выступил в Могилеве летом 1870 г. в качестве содержателя антрепризы, после чего он навсегда оставил Белоруссию.

Вид Могилева в конце XVIII-начале XIX в. (акварель Н.Львова)С апреля 1871 г. театр располагался на губернаторской площади в частном доме некоего Файницкого, где несколько зимних сезонов (1871/1872, 1879/1880 гг.) работала труппа драматических артистов (С.В.Васильев, М.Г.Дунаева, С.И.Зборин, Д.И.Иванова, Н.С.Карпенко и др.). Летом 1882 г. театр перебрался в каменный дом мещанина Я.Лурье. В этом театральном помещении в зимний сезон 1881/1882, 1882/1883 гг. труппа драматических артистов разыгрывала свои постановки. К сведению, антреприза Е.И.Нелюско впервые в Белоруссии 23 января 1886 г. представила в Могилеве сценическую композицию по роману А.Пушкина "Евгений Онегин". Демонстрировали свое творчество в Могилеве и антрепризы Н.А.Борисова (1886 г., 1887 г.), А.А.Черепанова (1888 г.), попеременно сменявшие друг друга, выступая в театральном здании Я.Лурье, а в летние сезоны использовали сценические подмостки летнего театра в Муравьевском сквере. Обычно зимний театральный сезон начинался в сентябре/октябре и заканчивался в январе/феврале, на этот период и формировались труппы. Летние сезоны продолжались с марта/апреля до августа. Как правило, театральные помещения сдавались их владельцами в аренду. С заключением арендного договора на театральное помещение антрепренер становился полновластным (коммерческим) хозяином (распорядителем) своего "дела".

Читать далее