04.06.2009 «Хочу быть Цезарем?» (рецензия, интервью с режиссёром)

Cezar6_by_alefirenko.jpgВ конце мая на театральных подмостках Могилёвского областного драматического театра состоялась премьера семейного скетча «Хочу быть Цезарем» (режиссёр — Антон Кудревич). О самой постановке, а также текст интервью с режиссёром читайте на MyCity.by.

Пьеса Андрея Макаёнка «Затюканный апостол» ставилась едва ли не по всему СССР. Белорусский драматург сумел нащупать нерв эпохи, очертить целый круг проблем, актуальных и сегодня — отцы и дети, тоталитаризм, добро и зло, воспитание человечности.

В пьесе нет готовых решений. А. Макаенок оставлял все вопросы открытыми — как бы приглашая читателя, зрителя самому расставить акценты, принять ту или иную точку зрения. В любом случае, в «Затюканном апостоле» пульсирует мысль, библейские мотивы соединяются с историческими реалиями, а в жизни отдельно взятой семьи отражается жизнь целого мира — смертельно больного, беременного войной, атомным оружием, радикализмом. Семья — лишь кривое зеркало, в котором отражаются шестидесятые и, безусловно, — современные нам 2000-е гг.

Содержание пьесы нельзя воспринимать буквально. Режиссёр, берущийся за постановку этого произведения, должен быть настороже. В спокойном и ровном, на первый взгляд, течении действия, просим прощение за эту метафору, огромное количество рифов и отмелей. Поэтому, прежде чем отправиться «в плавание», — нужно основательно подготовиться, иметь какой-никакой опыт. Девиз «плавали — знаем!» не сработает...

В этой статье, подчеркну, — личное мнение автора, поэтому и утверждение «Макаёнок могилёвскому театру оказался не по зубам» ни в коем случае не должно восприниматься категорично. Относительно постановки скажу следующее — весело, но идейно бедно. Скетч «Хочу быть Цезарем» — лишь тень тени от трагикомедии «Затюканный апостол».

Cezar9_by_alefirenko.jpgПочему?

Во-первых, содержание. Антон Кудревич и Виктор Куржалов ощипали Макаёнка точно также, как хороший повар ощипывает курицу, прежде чем положить её в суп. Собственно от Макаёнка в постановке ничего и не осталось... Из всего комплекса конфликтов и проблем режиссёры выбрали конфликт отцов и детей, а также проблему денег.

Т.е. подчеркнём, у Макаёнка на первом плане совсем другая проблема — куда более острая и злободневная. Понятно, что поднимать её сегодня — может, и не совсем уместно, однако работа режиссёра, на наш взгляд, состоит вовсе не в том, чтобы избавлять классику от злободневности.

Во-вторых, образы. Авторы американских комиксов растиражировали готовые удобоваримые продукты, образы-типы: герой, злодей, шут и т.п., которыми пользуется современная поп-культура. Это что-то наподобие клише... Такие же образы-клише и в постановке «Хочу быть Цезарем».

Образы статичны, они — мертвее мёртвых. Мама — домохозяйка, папа — подкаблучник, малыш — вымогатель, сестра — рабыня. Как заявились в начале действия, так и раскланялись...

А между тем, малыш у Макаёнка очень неоднозначный образ, сначала он — именно цезарь, но под конец постановки — затюканный апостол. Сначала смелый оратор, а затем приспособленец. Даже самим названием пьесы драматург ставит вопрос — почему апостол? А у могилёвских режиссёров всё просто — малыш страстно желает власти, а, поскольку власть — это деньги, вымогает их у родителей. И всё... деньги — отец, сын и святой дух постановки.

В-третьих, режиссёрские решения. Заменили телевизор на компьютер, от книг избавились вообще. Малыш — не маленький философ, а маленький гангстер. Декорации — колонны, облепленные долларами. Сначала привлекли внимание — затем просто воспринимались как часть интерьера.

Общий вывод — каша. Не случайно ведь публика сидела в непонимании. Нет идеи, нет нерва, нет позвоночника у этой постановки, поэтому всё рассыпается на мизансцены, образы солируют, нет ощущения симфонии, единства в действиях персонажей. И самое главное, остаётся ощущение недосказанности.

Текст интервью с режиссёром постановки «Хочу быть Цезарем» Антоном Кудревичем:

Cezar4_by_alefirenko.jpg— Почему именно Андрей Макаёнок выбран для дебюта?
— Что касается выбора пьесы, у меня, как у молодого режиссера, он был ограниченный. Помог руководитель моей постановки Виктор Петрович Куржалов. Благодаря ему, я понял, с чем могу придти в театр и как себя представить. Тем не менее, выбор актуального материала, более того, поиск его актуальной трактовки был для меня проблематичным. Львиная доля заслуг принадлежит все-таки В. Куржалову. Мы вместе думали, вместе работали и... получился Макаёнок. «Зацюканы апостал». «Цезарь».

— Если перенести на современность — насколько актуален Макаёнок сейчас (именно это произведение)?

— Моё мнение — неактуального материала не существует, тем более, материала уровня Макаёнка. В этом смысле актуальность — понятие гибкое, в котором огромную роль играет интерпретация. До нас уже все открыли и обо всем рассказали. Но позиция, с которой мы это воспринимаем, может стать актуальной.

Конечно, можно взять классический материал и трактовать его по заданным правилам, но интересно это будет или нет современному зрителю, можно судить только после полученного результата. А реакцию людей очень сложно предугадать. Тем не менее, они все равно идут в театр, который сегодня актуален. Интернет, телевизор и прочие СМИ не заряжают зрителя эмоциями. Артист — в отличие от них — эмоции рождает и отдает. Это и привлекает.

— В своём произведении Макаёнок делал акцент на тоталитаризм, а у вас акценты смещены — в какую сторону и почему?

— Я думаю, что основная тема, к которой стремились и Макаёнок, и мы, — тема семейных взаимоотношений. В спектакле во главе угла — деньги, стремление к власти у мальчика. Я думаю, деньги — это одна из граней отношений, лакмусовая бумажка, с помощью которой мы можем раскрывать тему взаимоотношений. В принципе, Макаёнка никто и не менял. Ведь постановка — это вопрос интерпретации...

Взять можно одну книжку о Макаёнке, другую... Два разных автора, две точки зрения... По поводу пьесы — и не только «Затюканного апостола» — у каждого своё мнение. Мы хотели показать кусочек каждого — мамы, папы, сына. Ведь в наше время таких детей (как малыш — ред.) очень много. Основная проблема — потеря человеческого в людях, в семейных отношениях. Да, конечно, это всё через призму абсурда...

— То, что здесь всё чересчур утрировано, не упрощает Макаёнка? Или это просто входит в жанр «скетч»?

— Упрощает... Упрощать Макаёнка? Я бы не сказал «упрощать», я бы сказал — концентрировать. Пьеса написана в 1960-х, Макаёнок писал не о нас... Как в предисловии сказано? Действие где-то там, не с нами. Но, понятно, это всё фига в кармане...

Cezar10_by_alefirenko.jpgУтрировать Макаёнка, я не думаю, что это возможно... Его можно сконцентрировать, поставить акцент на какой-то определённой теме. Да, в рамках семейных отношений можно взять и тот же тоталитаризм. Нет, всё-таки был попытка сконцентрировать... Это слишком хлёсткий, жёсткий вопрос... Ну, не знаю!

— Библейских тем вы тоже не касались?

— Нет, ни в коем случае!

— Определите чётко тему, проблему, идею. Именно то, что вы вкладывали в постановку...

— Тема — семья, а говорить об идее... Она направлена вовсе ни на то, чтобы я пришёл и вам её рассказал. Я думаю, идея эмоциональна, она должна восприниматься от увиденного. А подводить черту и говорить: идея здесь такова... Нет, я по этому поводу ничего не скажу...

— Малыш у Макаёнка образ диалектичный... Какие этапы развития проходит малыш в вашем спектакле?

— От начала до финала можно прочертить линию развития мальчика — то, как он приходит к решению стать Цезарем. У автора ведь он не сразу — Цезарь. Линию мальчика мы не меняли... Убрали только процесс подготовки к "цезарству". По автору, он берёт книги и читает. А у нас появился компьютер, потому что общаться с молодёжью на языке книг сегодня не совсем уместно... наверное...

— В финальной сцене не было явного переломного момента в духовном состоянии малыша. Почему?

— А не преследовалась такая цель, наверно. Хотелось оставить вопрос. На вопрос — изменился мальчик или нет, кстати, — даже автор не отвечает. А мы стремились к позитивному финалу.

Фото Евгении Алефиренко

Оригинал статьи

Презентации по литературе - в помощь учителям и другим работникам образования в работе.

«Хочу быть Цезарем?» (рецензия, интервью с режиссёром) (Ю.Бочка, MyCity.by , июнь 2009)