Экскурсия по Могилевскому театру драмы. Часть шестая

Зал Могилевского театра является уменьшенной копией Варшавского Малого театра. Зрительские места располагаются на трех ярусах: партер, бельэтаж и балкон. После Великой Отечественной войны ложи в партере были уничтожены, и вместо них поставлены стулья. Для простоты будем считать, что Вы человек зажиточный и можете позволить себе билет в партер. Тогда у Вас два варианта: либо собственно партер, либо одна из лож, именуемых «бенуар». Найти место Вам помогут любезные администраторы театра, встречающие Вас у входа в зал. Они проведут к нужному ряду и укажут место. Вы, разумеется, вежливо попросите других зрителей пропустить Вас и, когда те с поклоном поднимутся и откроют Вам путь, Вы, поблагодарив, пройдете, стоя спиной к сцене и лицом к тем, кто Вас пропускает. Когда Вы займете свое место, оглянитесь и осмотрите зал, в котором оказались… Тише-тише, не стоит так беспардонно разглядывать других зрителей в лорнет или бинокль – это неприлично! К слову говоря, в кресле, которое Вы занимаете, Вам принадлежит только один подлокотник. Другой – Вашего соседа справа.

Eks 24-6-copy.jpg

И вот когда Вы, наконец, удобно расположитесь, откройте рот и посмотрите наверх, чтобы восхититься огромной люстрой в сотню свечей над Вашей головой! Эта поражающая воображение люстра – едва ли не самый главный элемент интерьера зала, на который обращают внимание зрители, впервые (и не только!) вошедшие в зал. Всех интересует вопрос: а как же в ней меняются перегоревшие лампочки?.. В свое время мы расскажем и об этом. А пока припомним казус, связанный с ней. На одном из первых «M.@rt.контактов», когда высоким гостем было объявлено об открытии, из-за кулис выскочили худрук форума Владимир Петрович и кто-то из молодых актеров. В их руках были огромные хлопушки, начиненные праздничным конфетти. Хлопушки дали залп под высокий свод театра и… Волею судьбы, конфетти из хлопушки Петровича пошло кучно, как дробь при охоте на уток, и – прямиком в люстру! Все зрители в едином порыве выдохнули дружное «ох!», но обошлось! Словно лепестки цветов, опускались радужные бумажки на прически и плечи… А с люстры повисли милые неровные хрустальные гирлянды, которые давали потом блики от лучей софитов по всему залу на протяжении всего форума… Во время торжественной церемонии открытия никто не пострадал… Кроме люстры.

Eks 25-6-copy.jpg

Второй пункт, который интересует любого зрителя – центральная ложа. Увы, вынуждены Вас огорчить: купить билет в центральную ложу Вам не удастся. По той простой причине, что билеты туда не продаются. Эта ложа – для почетных гостей театра. Так было всегда. А когда всегда, мы сейчас припомним… Многие ошибочно называют эту ложу Царской. Это не совсем верно. Скорее всего, это происходит по аналогии с крупными театрами столиц, которые и правда посещали коронованные особы. В Могилеве бытует аргумент в пользу того, что ложу можно называть Царской: мол, поскольку во время Первой Мировой войны Царская Ставка находилась именно в этом городе и Могилев считался военной столицей Российской Империи, государь-император Николай II и его родные смотрели спектакли именно отсюда. А вот и нет! По крайней мере, у нас нет никаких свидетельств того, что так и было. Но мы, зато, достоверно знаем, что Николай II приходил в театр и, сидя в партере как простой зритель, смотрел на экране, натянутом над сценой, кинохроники с мест боевых действий. Что касается ложи, гораздо уместнее называть ее Губернаторской, тем паче так оно и есть на самом деле: все губернаторы Могилева смотрели спектакли именно отсюда. Над ложей Вы увидите герб города. Так было не всегда. В прошлом ложу увенчивал герб Российской Империи. Нынешний герб появился после реконструкции.

Eks 26-6-copy.jpg

Конечно, Вы обратили внимание на декоративную отделку зала. В оформлении зрительного зала использованы элементы народной резьбы по дереву. Они были выполнены местным художником Чернышевым. Могилевская резьба, кстати говоря, славилась далеко за пределами города. Вспомните хотя бы резной иконостас в храме Свято-Никольского монастыря. Могилевские мастера работали над отделкой московских и петербуржских храмов… Но мы отвлеклись. Резьба восстановлена по фотографиям и чертежам практически в том виде, какой была до реконструкции в 90-х годах прошлого века. Кстати, именно тогда появились ложи-бенуар, исчез центральный вход и проход между задними рядами. Однако при реконструкции не обошлось без потерь. Могилевский театр славился своей акустикой. И сегодня труппы, приезжающие к нам на гастроли или на форум завидуют тому, насколько хороша у нас в зале акустика. Мол, можно шептать на сцене – и в зале будет слышно. А было еще лучше! Увы, акустика слегка потерялась после реконструкции. Но резонационные окошко и ниши под потолком театра продолжают свидетельствовать об искусстве старых мастеров. Современные мастера засунули в них панораму колонок, откуда нынче идет музыка.

Eks 27-6-copy.jpg

Слышите голос?! Он советует Вам воздержаться от фото и видеосъемки и отключить мобильные телефоны. Это голос звукооператора Лены Калистратовой. Не обижайте Лену, послушайтесь! И помните, что она тактично не напоминает Вам, что вход в зал с продуктами питания запрещен. Так что чипсы, поп-корн, шоколад, пожалуйста, спрячьте. Вы бы еще борща в баночке с собой принесли… У Вас есть время также упаковать Ваши камеры и нажать на телефоне заветную кнопку «выкл.», пока не прозвучал третий звонок. А вот и он! Приятного Вам просмотра! Свет меркнет. Медленно гаснет огромная люстра и бра на стенах зала… Устраивайтесь поудобнее, забудьте об интерьерах, отрешитесь от внешнего мира… Действие первое, явление первое!.. Занавес!..

Eks 28-6-copy.jpg

Читать дальше>>