История могилевского театра Драмы. Часть 12

История могилевского театра Драмы. Продолжение...

В.Р.Кабатникова
в роли
Шуры Азаровой

В 1954 г. Пинский областной драматический театр был переведен в Могилев и стал называться Могилевским областным драматическим театром. Современная история сценического пути театра была сложна и непредсказуема, не всегда судьба была благосклонна к нему, заставляя учиться на собственных ошибках, но тем интереснее и поучительнее были эти творческие взлеты и падения, житейские радости и неудачи. Неизменным было одно - театр сохранял любовь зрителя. Менялся художественный облик, репертуарная линия, бытовые условия творческой деятельности театра, но он оставался одним из самых гибких коллективов, послушно откликающимся - с большим или меньшим успехом - на зов жизни, и радость жизни составляет зерно его творчества. И как бы ни менялся коллектив театра, особая атмосфера уютного брюзжания, здорового театрального консерватизма, умной иронии и лукавой насмешки всегда сохранялась в его основе. В театр шли охотно, порою огорчаясь за обманутые ожидания и снисходительно забывая о них при первой же его победе.

Здание театра 60-х гг.

Чтобы передать атмосферу тех лет и особый восторг актеров труппы Пинского театра по поводу переезда на новое место, воспользуемся воспоминаниями великолепной актрисы театра, заслуженной артистки БССР В.Р.Кабатниковой (1924-1997): "...Впервые я побывала в Могилеве в октябрьские дни 1953 года. Мы из Бобруйска, где работали больше месяца со спектаклем "Анна Лучинина", приехали на праздничные дни в Могилев. Тогда все театры страны в праздничные дни обязательно играли спектакли. Еще в Москве Росиков говорил мне, что в Могилеве прекрасное, редкостное, старинное здание театра с ярусами, с царской ложей, построенное еще в прошлом веке. Въезд в Могилев со стороны Бобруйска был тогда по Виленской улице (ныне Лазаренко). И вот мы едем снизу, и вдруг наверху, на горе возникло красивое красное здание, типа терема. Тогда оно выглядело очень эффектно, казалось крупным сооружением. Ведь больших домов вокруг не было. Угловые дома по улице Первомайской, где сейчас - магазин "Театральный" и напротив - "Книжный" еще только строились, были в лесах, и поднялись не выше 3-го этажа. Внутри в театре было тепло, уютно. Акустика - мечта актера. Я была поражена, увидев, что театр отапливается печами, а именно это и давало тот особый уют, который придавали печи и жилым домам".

Е.Н.Данилович

Итак, новый постоянный театр в Могилеве открылся 29 октября 1954 г. спектаклем "Ярослав Мудрый" И.Кочерги (1954 г., реж. Б.Долинов, художник В.Акулов). В первый сезон коллектив театра играл репертуар, подготовленный в Пинске, одновременно шла работа над новыми постановками. Зритель, истосковавшийся по "своему" театру, благожелательно встретил театр, с творчеством которого был знаком по прежним гастролям коллектива в Могилеве. В первом же сезоне спектакли посмотрели около 100 тысяч человек (из них 16 тысяч -на селе). Отметим, что могилевская публика, по воспоминаниям старых актеров, "была на редкость театральная", что в "Могилеве всегда было крепкое театральное дело, <...> работалось хорошо и интересно".

М.И.Цурбаков

Художественным руководителем театра стал В.Д.Шутов (1954 - 1960 гг.), режиссер ленинградской школы с хорошим тонким вкусом, удивительно интеллигентный человек. В 1955 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста БССР. В своей работе над спектаклями он стремился к ясности и точности в выявлении авторского замысла, к глубокой психологической разработке образов. Для актеров работа с ним всегда была праздником. Приведем отрывок из воспоминаний только что поступившей тогда в театр еще молодой актрисы В.Р.Кабатниковой, Которая работала над ролью Тани в спектакле "Таня" по пьесе А.Арбузова: "Актеры были очень заняты, вечерами были выездные спектакли. И пять первых репетиций (из десяти) по "Тане" мы провели с ним вдвоем, без партнеров. Эти пять вечеров - одно из самых светлых воспоминаний в моей творческой жизни. В маленьком кабинете театра мы с Василием Дмитриевичем до поздней ночи вникали, вгрызались в огромный, сложнейший материал роли Тани. Все, что он предлагал, как он сам был заражен этим материалом, как светился при этом своим режиссерским существом, так мне было понятно, так по душе, что фактически роль была сделана за эти пять вечеров. Когда потом подключили партнеров, все уже пошло как по маслу. Роль была очень хорошо принята актерами и критикой, спектакль шел очень много, несколько лет подряд".

Ю.Гальперина, В.Кабатникова
в сп. "Дмитрий Стоянов" (1957)

А.А.Рудаков
в роли Пилимова
в сп."Давным-давно"

А.П.Раевский
в роли
Ф.Дзержинского

Первым спектаклем 1954 г. была постановка пьесы К.Симонова "История одной любви" (реж. А.Данилович, худ. В.Акулов). Театр готовился к своему первому отчету в качестве нового коллектива перед столичной публикой. В феврале 1955 г. театр выехал на гастроли в Минск, где показали "Таню" А.Арбузова, "Человека с портфелем" А.Файко, "Испанцев" М.Лермонтова (реж. В.Шутов), "Историю одной любви" К.Симонова (реж. А.Данилович), "В сиреневом саду" Ц.Солодаря (реж. Б.Домнов). Гастроли подтвердили серьезность художественных намерений коллектива, засвидетельствовав профессиональность режиссуры и наличие сильной актерской труппы, ведущую роль которой составляли М.Цурбаков, Е.Данилович, С.Бульчик, Ю.Гальперина, Н.Родионов, В.Кабатникова, С.Яворский, а также талантливая молодежь - Г.Суворов, В.Судникова, Ю.Синелобов, Р.Соколова.

Вот как отзывается об этом событии и о своих коллегах В.Р.Кабатникова: "В феврале 1955 года во время декады Белорусского искусства в Москве, когда все Минские театры уехали в Москву, мы гастролировали в Минске, работали в театре им. Янки Купалы. И очень хорошо шли. С нами параллельно работал московский Театр сатиры (как мы этого боялись!) на площадках Оперного театра и Дома офицеров. И вот к ним перед спектаклем всегда можно было достать билеты, а у нас нет. На углу уже на проспекте спрашивали "лишний билетик". За гастроли нас хвалили, трем нашим актерам Е.Н.Данилович, С.С.Бульчику и М.И.Цурбакову присвоили звания заслуженных артистов БССР. Это были первые звания в труппе. Многие получили медали и грамоты, и даже я, проработавшая в театре меньше полутора лет, получила Почетную грамоту Президиума Верховного Совета БССР, а это уже награда. Играли мы там хорошие пьесы: "Человек с портфелем" Файко, "Таню" Арбузова, лермонтовских "Испанцев" и др. Уехали домой, оставив по себе славу крепкого творческого коллектива. А актеров в труппе хороших было много, разноплановых, с яркими индивидуальностями: Ю.С.Гальперина, с которой я проработала рядом больше тридцати лет и которая была моим большим другом. На моих глазах из красивой женственной героини она с возрастом перешла на характерные роли и стала яркой характерной актрисой, каковой оставалась до самой своей безвременной кончины в 1985 году. С.И.Яворский воспитанник студии при театре имени Янки Купалы, мягкий, обаятельный комик, Е.Н.Кашина, с юных лет умевшая играть каких-то удивительных, разнообразных старух. Очень самобытный актер А.А.Ефременко, умевший создавать народные белорусские характеры и, вообще, очень сочный характерный актер".

С.С.Бульчик в роли Ленина

В сентябре 1955 г. в театр пришел режиссер и актер А.П.Раевский (1910-1993), приглашенный В.Д.Шутовым, он оказался очень близким ему по духу и режиссерской эстетике. Учился и работал актером в московских театрах-студиях Ю.Завадского, А.Жильцова, М.Хмелева. С 1932 по 1941 г. работал в Московском театре им. М.Ермоловой. Проработав режиссером в Могилевском театре 25 лет, он поставил 40 спектаклей, каждый из которых отличается особой интеллигентной атмосферой, четкостью проработки авторского замысла, глубокой психологической аргументацией каждого образа, умением работать с актерами и подчеркивать их индивидуальности. Лучшие его спектакли не сходили со сцены годами, игрались свыше 300 раз, среди них: пьесы белорусских драматургов "Это было в Могилеве" Е.Тарасова (1964 г.), "Три дня и три ночи" (1967 г.), "Амнистия" (1971 г.), "Последняя инстанция" (1975 г.), "Наследный принц" М.Матуковского (1976 г.), "Таблетку под язык" (1973 г.), "Не грусти, Верочка" А.Макаенка (1979 г.); произведения русской и зарубежной классики: "Дядя Ваня" А.Чехова (1960 г.), "Горячее сердце" А.Островского (1971 г.), "Коварство и любовь" Ф.Шиллера (1965), "Миллионерша" Б.Шоу (1967 г.), "Удивительная миссис Сэвидж" Дж.Патрика (1968 г.); русская современная драматургия: "В добрый час!" В.Розова (1955 г.), "Июнь - начало лета" Ю.Эдлиса (1972 г.), "Антонина" Н.Анкина (1973 г.), "Солдатская вдова" М.Анкилова (1973 г.), "Долги наши" Э.Володарского (1974 г.), "Голубые олени" А.Коломийца (1974 г.), "Долгожданная" А.Салынского (1976 г.), "День отдыха" В.Катаева (1976 г.), "Фантазии Фарятьева" А.Соколова (1979 г.). На этой сцене им сыграны наиболее значительные роли: Дзержинский ("Кремлевские куранты" Н.Погодина и "Именем революции" М.Шатрова), Керенский ("Главная ставка" К.Губаревича) и др.

С.С.Бульчик и М.С.Березкин
в сцене из сп.
"Кремлевские куранты" (1957)

Спектакль "Главная ставка" по пьесе К.Губаревича (1957 г., реж. В.Шутов) отмечен премией на Всесоюзном конкурсе, который проводился в связи с 40-летием Великой Октябрьской революции. В 1956 г. в театр пришел М.С.Березкин. Крупный по фактуре, мягкий и умный актер, он сыграл много ролей, и был высоко оценен в роли Забелина в "Кремлевских курантах". К сожалению, проработав в театре 10 лет, ушел из жизни совсем молодым. В 1956 г. из Ленкома поступила в труппу театра З.И.Молчанова, создавшая много запоминающихся образов. В 1955 г. начал плодотворно работать А.А.Рудаков (1921-1990), его актерской индивидуальности были свойственны глубина и психологизм в постижении образа героических и характерных персонажей. Осенью 1957 г. в театр приехали народный артист РСФСР Н.И.Родионов (1906-2000) и его жена, заслуженная артистка Карельской АССР Н.Г.Федяева (1912-1990). Н.Родионову было характерно мастерство перевоплощения, психологическая нюансировка характеров персонажей, умение создавать масштабный рисунок образа, делая его выразительным по внутренней логике поступков и пластическо-зрительной окраске (таков его академик Дронов из спектакля "Все остается людям" и др.). Н.Федяева обладала высокой сценической культурой, создавая характерные образы. В.Р.Кабатникова пронесла свое обаяние через все созданные ею роли молодых героинь, натур цельных, своевольных, безудержных, бескомпромиссных, владела умением создавать убедительные, глубоко психологические образы. Зритель просто обожал эту актрису.

С.И.Яворский

Ю.С.Гальперина

Таким образом, В.Д.Шутов собрал очень сильную труппу, способную решать любые творческие задачи. Это и продемонстрировал театр на очередных гастролях в Минске в августе 1957 г. Были представлены спектакли: "Кремлевские куранты" Н.Погодина (1957 г.), "Другое дыхание" А.Крона (1957 г.), "Давным-давно" А.Гладкова (1956 г.), поставленные В.Шутовым, "Иван Рыбаков" В.Гусева (1955 г., реж. М.Генин), "Топь" А.Островского (1956 г.), "Дмитрий Стоянов" Б.Левантовской (1957 г.), "Соседи по квартире" Л.Гераскиной (1956 г.) и "Когда цветет акация" Н.Винникова (1957 г.), поставленные А.Раевским. Гастроли были тепло встречены минчанами. "И таких похвал в адрес театра, какие мы услышали тогда, я в течение 35 лет, к сожалению, не слышала больше. Был хороший репертуар: "Кремлевские куранты", "Иван Рыбаков", "Давным-давно" и др. Из уст критиков мы услышали, что мы - самый сильный из всех областных театров республики", - резюмирует итоги гастролей В.Р.Кабатникова. В 1959 г. еще четверым актерам были присвоены звания заслуженного артиста БССР - Ю.С.Гальпериной, А.П.Раевскому, С.И.Яворскому, В.Р.Кабатниковой, а С.С.Бульчику было присвоено звание народного артиста БССР.

В.Р.Кабатникова, А.А.Рудаков
В сцене из сп.
"Дмитрий Стоянов"

А.А.ЕФременко

В 1961 году театр снова находился на гастролях в Минске, где показал ряд спектаклей: "Все остается людям" С.Алешина (1960 г.), "Укрощение строптивой" В.Шекспира (1961 г., реж. Б.Лурье), "Замок Броуди" по А.Кронину (1959 г., реж. М.Хорошко). Критики отметили хорошие работы актеров Н.Родионова, С.Бульчика, М.Березкина, М.Фаворской, А.Рудакова, Ю.Гальпериной, И.Дашковской. На первом этапе своей деятельности Могилевский областной драматический театр развивал лучшие традиции Пинского областного драматического театра. Тематическое и жанровое разнообразие репертуара, актуальность пьес, высокая постановочная и исполнительская культура, следование психологическим традициям актерского мастерства вывели могилевский театр в конце 60-х годов в ряд сильнейших театров республики.

С.С.Бульчик

Н.И.Родионов

Уход В.Д.Шутова в 1960 г., к сожалению, негативно сказался на творческом состоянии и стабильности коллектива театра. "Труппа восприняла это событие как трагедию для театра", - вспоминала В.Кабатникова. За два последующих сезона на должности главных режиссеров сменилось три человека: Б.А.Лурье (1960 - 1961), А.А.Асанин (1962 - 1963), Б.С.Володарский (1964 - 1969), что моментально сказалось на репертуаре, на качестве спектаклей. Общественность и пресса неоднократно обращала внимание на снижение художественного уровня постановок. Руководителя театра резонно упрекали в том, что его в первую очередь интересовал кассовый сбор, а не вопросы воспитания эстетических вкусов зрителя.

Б.С.Володарский

Б.С.Володарский, имевший многолетний опыт работы в театрах Российской Федерации, стал главным режиссером в 1964 г. Свое внимание он обратил только на формирование репертуара с ориентацией на драматургию, которая активно разрабатывает современную тематику, героические и патриотические темы. Не сразу сложился репертуар, сначала к постановке принимались уже апробированные на других сценах произведения, что не украшало афишу театра. Были приняты попытки привлечения белорусских писателей к работе театра. Белорусская драматургия 60-х годов начинает занимать значительное место в репертуаре театра, причем на сцене появляются пьесы неизвестных авторов. Могилевский театр открыл новые имена драматургов, первыми поставив их произведения. За период с 1962 по 1970 гг. на сцене Могилевского областного драматического театра было поставлено 10 белорусских пьес: Е.Тарасова, И.Исаченки, Л.Караичева, произведения И.Шамякина, А.Мовзона, Н.Матуковского и др. Их жанровое разнообразие способствовало поиску новых средств выразительности и актерского мастерства. Режиссер А.Раевский поставил пьесу Е.Тарасова "Это было в Могилеве" (1964), документальная основа которой - подвиг дочери и матери Карпинских, которые жили в Могилеве и погибли от рук фашистов - привлекла могилевчан в театр. Удачно использованное художником М.Волоховым сценическое пространство, убедительные образы героев Тани Карпинской (Л.Могилева), ее матери Ольги Николаевны (З.Молчанова и Н.Федяева), тюремного слесаря Тихона (Н.Родионов), Николая (С.Бульчик), тетки Даши (Е.Кашина), следователя гестапо фрау Бос (Э.Михайлова) смогли увлечь зрителя сценическим действием и заставить сопереживать героям спектакля.

Н.Родионов в роли Бернарда
в сп. "Хитроумная влюбленная"

Сцена из спектакля
"Это было в Могилеве"

Продолжил военную тематику на сцене спектакль "Перебежчик" по пьесе А. и П.Тур (1965 г., реж. Б.Володарский). Историческая тематика разрабатывалась в спектакле "Годы грозовые" (переделанный К.Губаревичем вариант своей пьесы "Главная ставка", 1968 г., реж. Б.Володарский). "Мурин бор" по пьесе И.Исаченки (1967 г.) вызвал интерес зрителя своей темой, воскрешающей один из эпизодов прошлого белорусского народа - восстание крестьян под предводительством Василия Ващилы в XVIII в. Пьеса насыщена была фольклорно-этнографическим материалом: песнями, танцами, обрядами, которые органично вошли в действие и привнесли лирическую струю в спектакль, придав ему живописность. Постановочная группа - режиссер Б.Володарский, композитор Ю.Семеняко, художник М.Волохов, балетмейстер С.Дречин - пытались объединить все компоненты спектакля. Емкий и выразительный характер Пилипа создал А.Ефременко, колоритными с широкой палитрой художественных средств получились образы в исполнении К.Захаревич и Е.Кашиной (Пилипиха), А.Гвоздева (Ахрем), Ю.Гальпериной и Н.Федяевой (Мура). Спектакль получился "современным, актуальным. Смотрится с напряженным интересом, с чувством глубокого волнения и переживания за судьбу людей наших предков".

Н.Г.Федяева

Ю.Гальперина, С.Бульчик

Образ вождя революционного движения Ленина с великолепным актерским мастерством воссоздали на сцене С.Бульчик и С.Каленский в спектаклях "Кремлевские куранты" (1957 г., реж. В.Шутов), "Третья патетическая" (1964 г., реж. А.Асанин) Н.Погодина, "Именем революции" М.Шатрова (1960 г., реж. М.Генин). В 1963 г. приехал из Латвии В.Ф.Гусев (1927-1991) и сразу активно включился в репертуар. Глубокая психологическая мотивировка образов, изобретательность и неожиданный отбор внешних черт характера персонажа свойственны его исполнительской манере. В лучших своих ролях Достигаева ("Достигаев и другие" М.Горького), Пахомова ("Смерть Тарелкина" А.Сухово-Кобылина), Крогстад ("Нора" Г.Ибсена), полковник Кусонский ("Главная ставка" К.Губаревича), Тамаш ("Седой аист" В.Ткачова), Кукуруза ("Старая мелодия" Е.Ростикова), маркиз Фарлипополи ("Хозяйка гостиницы" К.Гольдони), Дон Луис ("Дон Жуан" Мольера) и др. В.Гусев достигает вершин своего актерского мастерства, проявляя при этом темперамент, склонность к изысканной сатирической остроте, гиперболе в создании комических персонажей. В 1976 г. В.Ф.Гусеву было присвоено звание заслуженного артиста БССР.

Е.Н.Кашина, А.А.Ефременко

Н.Родионов и
Ю.Гальперина

Э.М.Михайлова

В.Ф.Гусев

В.А.Короткевич

Спектакль 1963 г. "Горе от ума" по пьесе Грибоедова (реж. А.Асанин) отличался поспешностью, эклектичностью выразительных средств. Последующие спектакли по пьесам классической драматургии достойно представляли труппу театра: "Разлом" Б.Лавренева (1965 г. реж. Б.Володарский) и "Егор Булычов и другие" (1968 г., реж. Б.Володарский) - вдумчивой работой режиссера, глубиной психологии героев, динамичной и эмоциональной актерской игрой. Таким образом, сложность и противоречивость первых сезонов этого периода удалось частично преодолеть благодаря правильной репертуарной политике, наличию актерских индивидуальностей, объективной оценки собственных достижений и просчетов. Активно работали в этот период Н.Родионов, С.Бульчик, А.Ефременко, Ю.Труханов, С.Яворский, А.Гвоздев, М.Березкин, А.Рудаков, Ю.Гальперина, Н.Федяева, Л.Могилева, И.Хотяновская, Л.Полонский и др.

В.Кабатникова, Ю.Труханов
в сп."И вечный бой..."

Лучшие спектакли подтверждали лишь художественную мобильность коллектива. В целом, за внешним благополучием в этот период наблюдалась определенная напряженность в коллективе, отсутствие взаимопонимания между профессиональным, но приземленным по творческим притязаниям главным режиссером и труппой, способной еще на многое, но не имеющей достаточно серьезной сценической работы. Возник, образно выражаясь, творческий "застой" в деятельности Могилевского областного театра, период "выжидания", а скорее, неумение художественного руководства театра идти на эксперимент в поисках новой сценической выразительности, особых форм взаимодействия со зрителем. Главный режиссер "эксплуатировал память" о былой славе театра, не давая проявляться инициативе, сказывалась и творческая банальность, усыпляющая бдительность труппы "новыми" постановочными находками, почерпнутыми в основном из режиссерского прошлого опыта или заимствованные. Коллектив же в это время поддается творческой "спячке", не хочет обострять отношения с руководством и ждет разрешения конфликта извне, а зрительская активность настоящих театралов постепенно угасает. Нужны перемены, нужен свежий приток художественной инициативы...

Е.Кашина в роли
Арины Радионовны
в сп. "Не грусти, Верочка!"

Е.Кашина И В.Гусев
в сп. "Тревога"

Сцена из спектакля
"Павлинка" Я.Купалы

Ю.Гальперина
в сп. "Мышеловка"

1970-е - 1980-е годы значительно оживили, встряхнули и по-настоящему вдохнули новую струю в творческую жизнь Могилевского областного драматического театра. Приходили и уходили новые главные режиссеры: В.А.Короткевич (1970-1975), Ю.П.Мироненко (1976-1978), Е.Д.Вялков (1979-1980), В.В.Маслюк (1981-1983), О.А.Соловьев (1984), А.В.Дольников (1985-1987), А.Э.Гузий (1988-1990), режиссер Я.В.Натапов (1990). У каждого из них была своя художественная программа, но все смогли реализовать на практике свои творческие амбиции.

В.А.Короткевич (1939-1999) привнес в театр новый подход в организацию театрального дела. Первостепенной задачей главного режиссера было поднять идейно-художественный уровень спектаклей, привести его в соответствие с задачами времени. Актер и режиссер, он понимал, какое значение для театра имеет хороший драматург, поэтому активно стал налаживать постоянные связи с белорусскими авторами. В это время труппа театра существенно пополнилась выпускниками Белорусского государственного театрально-художественного института. Много внимания режиссер уделял отечественной и зарубежной классике ("Нора" Г.Ибсена, "Горячее сердце" А.Островского, "Клоп" В.Маяковского, "Остановиться и оглянуться" Л.Жуховицкого, "Амнистия" Н.Матуковского, "Павлинка" Я.Купалы). Эти спектакли свидетельствуют о серьезных творческих притязаниях коллектива и его руководителя. Оригинальное прочтение на сцене нашли произведения Я.Купалы, В.Быкова, А.Петрашкевича, А.Делендика.

В.Гусев в роли
Крогстадав сп.
"Нора" Г.Ибсена

Принципиальной удачей театра был спектакль "Павлинка" (1971 г., реж. В.Короткевич). Он заострил социальный конфликт. Спектакль насыщен песнями, танцами, шутками. Работы актеров Н.Короткевич (Павлинка), квартета С.Бульчика и Н.Федяевой (Крыницкие), А.Ефременко и Ю.Гальпериной (Пусторевичи), А.Гаманюка (Быковский) были заразительны, легки, играли с чувством природы народного юмора, на грани импровизации. Запомнился зрителю и спектакль "Сотников" по одноименной повести В.Быкова (1972 г., реж. Ю.Соболев), это первая попытка перевести прозу писателя на язык театра. Спектакль притягивал внимание актерскими работами: Сотников (Ф.Невадниченко), Рыбак (В.Борисов), староста Качан (С.Бульчик), Демчиха (Э.Михайлова), жена старосты (Е.Кашина). В целом театр сделал полезное дело, дав сценическое прочтение повести В.Быкова. Спектакль "Тревога" А.Петрашкевича (1974 г., реж. В.Короткевич) отличался гражданской позицией, ярко выраженной эмоциональностью, репортажностью, которая обусловливала жанровую форму - драмы-диспута. Действие набирало своеобразный ритм и движение, когда на сцене появлялись Михалина (Е.Кашина), Альховик (В.Сивицкий), Глашка (Л.Ходенкова), Веренич (А.Ефременко), Ульяна Юрская (Н.Федяева). Не прошли бесследно для труппы театра и постановки психологической драмы Г.Ибсена "Нора" (1971 г.) и "Ромео и Джульетта" В.Шекспира (1972 г.), поставил их В.Короткевич. Ярким и выразительным, благодаря игре Ю.Гальпериной (Розалии Павловны) и Ю.Труханова (Присыпкина), получился спектакль "Клоп" В.Маяковского (1971 г. реж. В.Короткевич). Работа этого режиссера в театре помогла коллективу выйти из творческого застоя, вновь почувствовать свое творческое лицо и мобилизоваться для будущих сценических свершений.

В.Амельченя в спектаклях
"Ричард III" и "Плаха"

Ю.П.Мироненко

Приход в театр Ю.П.Мироненко (1941-1979) в качестве главного режиссера в буквальном смысле слова всколыхнул всю театральную общественность Могилева, открыв новые художественные горизонты не только для могилевской труппы, но и для всего театрального искусства Белоруссии. Режиссер и актер, он имел опыт работы в драматических театрах Казахстана, в русском драматическом театре имени Л.Украинки в Киеве, в Русском театре им. М.Горького в Минске, остро чувствовал современность и беззаветно любил театр, который занимал большую часть в его жизни. Умный и интеллигентный, он не терпел сценической фальши, считал, что театр, единственный из всех культурных изобретений человечества, может объемно отобразить жизнь в ее реальном видении, помочь человеку осмыслить самого себя и свое предназначение на земле. Предупредительный и внимательный к людям, мягкий и стеснительный в обычном общении, в творческом плане он был бескомпромиссным, порой жестоким к себе и к актерам, с которыми работал, он добивался от них глубины проникновения в сущность образа, требовал от исполнителей полной отдачи и творческой самореализации на сцене. Работать в его спектаклях, по мнению большинства труппы театра, стремились все, считая за честь творческое общение с ним, но и недругов у него было также предостаточно.

В.Амельченя в сп.
"Любовь под вязами"

А.В.Ташкинов

С.Н.Машеро

В.В.Гудинович

Метафоричность, ассоциативность, броская внешняя форма и театрализация действия - это лишь немногие приемы, используемые режиссером в своей работе, при этом актер - рупор режиссерской мысли, своей динамичной пластикой, выразительной пантомимой, четкой и ясной мимикой как бы концентрирует смысловое ядро спектакля на себе, объединяя тем самым, казалось бы, разрозненные на первый взгляд, образы-символы спектакля, которые сразу же завораживают зрителя. К сожалению, эта тенденция интеллектуальной мировой режиссуры, опробованная им задолго до появления на сценических площадках Белоруссии ярко выраженных режиссерских спектаклей, не воспринималась критиками.

Они считали, что "изобретения постановщика временами искажали идею драматургического произведения. Постепенно психологический реализм подменялся зрелищностью, самоцельностью режиссуры, а общество и социальная активность больше декларировались". С этих позиций и оценивалось большинство его сценических произведений. Недальновидное и политизированное в творческом плане мнение специалистов загубило в зародыше новое направление в театральном искусстве Белоруссии, которое, впрочем, получило широкое распространение на белорусской сцене в середине 90-х годов.

В.В.Маслюк

С точки зрения сегодняшних критериев режиссерского искусства, все спектакли Ю.Мироненко, поставленные им на сцене Могилевского театра в 1970-е годы, по глубине и зрелищности намного превосходят многие сценические творения лучших режиссеров Белоруссии, созданные ими в начале XXI века. "Интервью в Буэнос-Айросе Г.Боровика (1976 г.) - умная, эмоциональная по содержанию и яркая по форме отповедь философии фашизма. "За все хорошее - смерть" М.Ибрагимбекова (1976 г.) - попытка выразительными сценическими формами проследить этапы становления грубой, циничной, жестокой личности в условиях тотальной психологической "обработки" населения восьмидесятых годов. "Главная ставка" К.Губаревича (1977 г.) - это удивительно изобретательное гротескно-фарсовое зрелище по мотивам произведения драматурга, в котором исследуются корни бед всех деспотических режимов, независимо от страны и времени их возникновения. Люди, населяющие эти страны, превращаются в гуттаперчевых клоунов, в компоненты интерьера, участь которых лишь подчиняться закону обстоятельств, а не совести и чести. "Орфей спускается в ад" Т.Уильмса (1977 г.) - это, скорее, спектакль-предсказание будущего, что нас ждет в мире, где люди замкнуты в рамки техногенных обстоятельств и материальных благ, не подвластных простым человеческим чувствам, даже полифонии любви. Тотальное одиночество завладевает человеком, превращая его в чудовище, довольствующееся границами собственной клетки-жилья, пусть даже в форме красивой дорогой машины, неуклонно мчащейся в ад.

Сцена из спектакля "Любовь, джаз и черт"
Ю.Грушаса (1982)

Эскизы декораций М.Н.Волохова к спектаклям
"А кто-то выпал из гнезда"(1982)и "Дон Жуан" (1985)

М.Н.Волохов

Не случайно на спектакли Ю.П.Мироненко "ломились" толпы зрителей, специально приезжали люди из других городов, чтобы приобщиться к творчеству гениального режиссера, так и оставшегося не понятым в свое время и безвременно ушедшим в мир иной, может, более милосердный.

В 1978 году главным режиссером театра назначили Е.Д.Вялкова, проработавшего в театре около двух лет. Ординарный во всем, он не смог конкурировать с успехом, пусть и скандальным, спектаклей Ю.П.Мироненко. В театре появляются спектакли "Ход конем" В.Константинова и Б.Рацера (1978 г.), "Три сестры" А.Чехова (1979 г.), в которых режиссер так и не сумел проявить себя как профессионал.

Ю.Гальперина и
Л.Полонский в сп.
"Визит старой дамы"

Для своей первой постановки в Могилевском театре в 1981 г. новый главный режиссер В.В.Маслюк (1953-2001) выбрал пьесу Ф.Дюрренматта "Визит старой дамы" (1981 г.). Режиссер и актеры исследуют психологию людей в мире, в котором правит капитал, где можно купить все, даже человека. Абсурдная ситуация становится реальностью. Фарсовое начало еще больше обостряется трагическим концом - смертью Ила, бывшего возлюбленного простой девчушки, ставшей в последствии миллионершей Кларой Цеханасьян, которая хочет отомстить любимому ей до сих пор Илу, за его подлое предательство в детстве. Впечатлял образ жестокой и мстительной женщины, созданный Ю.Гальпериной, которая тонко и психологически верно передает внутренние мотивировки поступков своей героини, за короткий промежуток ее появления на сцене зритель узнает о ней все, динамика раскрытия душевных качеств героини заставляет зрителя сопереживать, сочувствовать и ненавидеть одновременно. Убедителен и многопланов образ Ила, созданный Л.Полонским, да и все актеры, занятые в спектакле, сочно и колоритно играют своих персонажей: Коби (С.Бульчик), Лоби (С.Яворский), Бургомистр (Л.Закашанский),Учитель (А.Лобач), Священник (В.Гусев), Доктор (А.Борисова) и др. Художник М.Волохов Предлагает сценографическую метафору - паутину, в которой беспрестанно барахтаются персонажи.

И.К.Перепелкин

Ю.А.Рудаков

Проблема становления личности, ценностных ориентиров молодежи, беспокойство за растущую бездуховность молодых людей - стала основной в спектакле "Любовь, джаз и черт" по пьесе Ю.Грушаса (1982 г.). В.Маслюк сделал спектакль для молодежной аудитории очень выразительным, с органическим соединением музыки, освещения и сценографии. Убедительными и понятными для молодежной аудитории получились образы духовно опустошенных юношей Андрюса (В.Маслюк), Юлюса (В.Гудинович) и Лукаса (А.Ташкинов), основное увлечение которых - джаз и культ силы. В.Омельченя создала трогательный и наивный, одухотворенный образ Беатриче, подружки Андрюса, которая погибает из-за жестокости возлюбленного. Спектакль вызывает шквал эмоций в зрительном зале, заставляя задуматься над настоящими моральными ценностями.

Г.Я.Белоцерковский
в сп.
"Энергичные люди"

Очень серьезной работой коллектива над сложной темой войны стал спектакль "Судный день" по повести В.Козько (1983 г., реж. В.Маслюк). Суд над бывшим полицаем превращается в осуждение идеологии фашизма в целом. Проникновенная трагедия душевного падения человека заставила зал пережить весь ужас, который несет с собой любая война, оставляющая после себя груды трупов и еще больше исковерканных судеб людей. "Мне понравился спектакль, в котором активно прозвучала тема честного справедливого суда. Тема неминуемой расплаты за предательство Родине и своему народу", - высказал свое мнение автор повести.

М.А.Рудаков

Постановки В.Маслюка способствовали возрождению зрительского интереса к театру, налаживанию контактов со зрителем, особенно молодежью; стали для театра определенной надеждой для творческого роста и продолжения художественного совершенствования труппы, некогда начатого Ю.П.Мироненко, но, к сожалению, и его вскоре перевели в Государственный русский театр имени М.Горького. Несколько месяцев после В.Маслюка работал в театре реж. О.А.Соловьев. Он так и не нашел общего языка с коллективом, зато вывел на сцену живую лошадь в спектакле "Варвары" по пьесе М.Горького (1984 год).

Ю.А.Рудаков и Л.Б.Белова
в спектакле
"Ловушка № 46, рост 2-й"

Сцена из сп. "Вдовий пароход"
по И.Грековой

В 1984 г. возглавил труппу А.В.Дольников, проработавший в театре до 1987 г. Перед коллективом стояла задача не снижать творческих критериев, поднятых Ю.Мироненко и В.Маслюком, ставить спектакли, в которых затрагивались бы актуальные вопросы действительности, продолжать активный диалог со зрителем. В это же время в театре режиссером работала В.Тарнаускайте.

Сцена из сп.
"Седой аист"
В.Ткачева

В этот период Могилевский театр продолжал сотрудничать с белорусскими драматургами. А.В.Дольников поставил спектакль "Седой аист" по пьесе В.Ткачева (1985 г.) и "Старую мелодию" по пьесе журналиста Е.Ростикова (1986 г.); "Мудромер" по пьесе Н.Матуковского (1987 г., реж. А.Гузий), в которых шла речь о простых человеческих чувствах, которые сохранили герои по отношению друг другу, несмотря на удары судьбы, военный беспредел; человеческой глупости и мерах защиты от нее. Особой струей в репертуар влилась "женская тема", безответная любовь, безрадостная доля вдовы, всепоглощающая и всепрощающая материнская любовь, борьба за простое бабье счастье обсуждались в спектаклях этих лет: "Оглянись в любви своей" Ю.Яковлева, "Авантюристка" ("Такой непонятный визит") Э.Брагинского, "Вдовий пароход" по И.Грековой (1984 г., реж. В.Тарнаускайте). Остро-социальная тематика, судьба человека за рубежом легли в основу спектаклей "Послушайте, я умираю" ("Монолог на городской площади") Ю.Зубкова (1985 г., реж. Н.Трухан) и "Исключительная ситуация" Я.Соловича (1985 г., реж. В.Тарнаускайте). Тема дефицита человеческих отношений, кошмаров повседневной жизни во лжи, преступлениях, жестокости и ненависти молодежи, пьянство и проституция раскрывалась в спектаклях по пьесам публициста Ю.Щекочихина: "Дефицит" (1986 г.) и "Западня 46, рост 2-й" (1987 г.), "Звезды на утреннем небе" А.Галина (1988 г.), поставленные очередным режиссером И.Перепелкиным. Классическая драматургия была представлена спектаклями "Дон Жуан" Мольера (1985 г., реж. А.Дольников), "Делец" А.Толстого (1986 г., реж. А.Титов, Л.Наголов и М.Курченко), "Любовь - книга золотая" А.Толстого (1987 г., реж. А.Дольников). В эти годы привлекли внимание публики спектакли "Дети Арбата" С.Коковкина по роману А.Рыбакова (1988 г., реж. И.Перепелкин), "Плаха" по Ч.Айтматову (1988 г., реж. А.Гузий) своим актуальным материалом, рассмотрению глубинных психологических корней человеческого падения, последствий сталинизма, манкурта.

Сцена из спектакля
"Делец" А.Толстого

Восьмидесятые годы стали временем творческих удач для многих актеров старшего поколения, продолжавших удивлять своим талантом и творческой энергией народного артиста РСФСР Н.И.Родионова, заслуженного артиста БССР В.Ф.Гусева, заслуженной артистки БССР Н.Г.Федяевой; среднего поколения Г.Я.Белоцерковского, которому в 1988 г. присвоено почетное звание заслуженного артиста БССР, А.П.Борисовой, Л.Н.Полонского, С.Н.Машеро, Н.М.Абрамовой, заслуженной артистки БАССР С.Э.Клименко, заслуженного артиста РСФСР А.А.Палкина, В.А.Галкина, В.В.Гудиновича, К.К.Печникова, А.Г.Пьянзина, З.Н.Бурцевой, А.В.Ташкинова, В.Н.Гальца, В.А.Петровича, Л.А.Гуриной, Г.И.Угначевой, А.А.Черняковой. Интересно работали молодые актеры - М.С.Якимова, Е.А.Дудич, В.П.Амельченя, А.А.Грунда, Л.Б.Белова, С.И.Бобровская, А.В.Бобровский, Б.А.Вольвачев, С.А.Гайчукова, Т.Д.Ненарокомова, О.Н.Михеева, Ю.А.Рудаков, М.А.Рудаков, Ю.С.Ульянов, Х.А.Хазиева, Г.А.Лобанок.

К.К.Печников и А.А.Палкин
в сцене из спектакля
"Дети Арбата" по А.Рыбакову

С февраля 1989 по 1990 гг. возглавлял могилевскую труппу А.Э.Гузий, ранее работавший в этом театре очередным режиссером. В репертуаре театра появляются спектакли зарубежной драматургии - "Третья голова" М.Эме, русской классики - "Смерть Тарелкина" А.Сухово-Кобылина (1989 г., реж. А.Гузий), в котором проводятся параллели с тогдашней жизнью: произвол чиновников и бюрократов, трагическая зависимость человека от власти. Театр пытается найти свой репертуар, привлекая режиссеров со стороны, выбираются пьесы, уже успешно идущие на сценических площадках других театров: "Убийство в заброшенном отеле" ("Недоразумение") А.Камю (1989 г., реж. Г.Боровик), "Любовный ужин в половине второго" В.Павлова (1989 г., реж. С.Катьер), "Сказка о Скоморохе и царе Горохе" М.Корабельника (1989 г., реж. К.Марсон).

Сцена из сп.
"Генералы в юбках"

Начало 90-х гг. с общественными волнениями, экономическими экспериментами и катаклизмами заставляет и театральные учреждения как-то приспосабливаться к современным условиям жизни. Могилевский театр старается разнообразить репертуар собственными средствами, привлекая для постановок артистов театра: "Бестия, или "Декамерон" сегодня" Г.Соловского (1990 г., реж. А.Палкин). Приглашаются режиссеры со стороны, которые, в основном, ставят однодневки, повествующие о человеческих страстях, сиюминутных увлечениях, которые быстро ставятся, также стремительно отыгрываются и сходят со сцены: "Генералы в юбках" Ж.Ануя и "Соблазнительница Цезарина" А.Дюма (1990 г., реж. К.Марсон). Зритель увлечен мелодрамами и комедиями, которые в избытке поставляет им театр: "Блез" ("Семь женщин на шее") К.Манье (1990 г., реж. А.Гузий), "Река на асфальте" Д.Липскерова и "Сестры" ("За все грехи мои...") Л.Разумовской (1990 г., реж. В.Толкачев), "Все мыши любят сыр" Д.Урбана (1991 г., реж. А.Светляков), "Невеста из Парижа" В.Константинова и Б.Рацера, "И слезы, и любовь" ("Охота на лис") П.Турини, "Лаура" Г.Ару (1991 г., реж. С.Евдошенко), "Жиды города Питера, или Невеселые рассказы при свечах" Б. и А.Стругацких (1991 г., реж. К.Марсон), "Неукрощенный дух" Н.Коврада (1991 г., реж. Г.Боровик) и др.

А.П.Борисова

В начале 90-х гг. здание театра, его внутреннее убранство и коммуникационные системы за 104 года интенсивной эксплуатации пришли в негодность. То и дело директору театра приходилось разбираться с пожарными и санитарными службами города, по предписанию которых здание театра уже давно не должно было эксплуатироваться. Срочно требовался капитальный ремонт здания, но ни город, ни областные власти не могли найти средств на это.

А.П.Борисова заботится
о пополнении в театре
(у актрисы В.Амельчени
должен родиться ребенок,
кстати, будущая актриса)

Одаренная характерная актриса, А.П.Борисова стала директором театра в начале 1986 г. и работала в этой должности до марта 1995 г., вплоть до своей безвременной кончины (с 1993 г. она выполняла обязанности художественного руководителя). Настойчивая и волевая, умевшая найти подход к любому чиновнику, она обивала пороги властных структур, чтобы добиться финансирования на ремонт здания. Наконец, 18 февраля 1992 г. аварийное здание городского театра было закрыто на реконструкцию. Все надеялись, что капитальный ремонт будет сделан в кратчайшие сроки. Театр на это время перебрался в соседнее здание напротив - бывший Дом политпросвещения (на Театральной площади) - и делил не приспособленный для театральных представлений зрительный зал с Могилевской областной филармонией.

С 1991 по 1995 гг. в театре ставил спектакли режиссер И.К.Перепелкин, уже работавший здесь с мая 1986 до конца 1988 гг. В 1995 г. художественным руководителем театра, а позже и директором, становится молодой, подающий надежды актер и режиссер В.П.Куржалов, грандиозные творческие планы которого по переустройству театра и формированию новых отношений в труппе так и остались нереализованными вплоть до ухода его с должности (октябрь 2000 года).

Могилевский областной драматический театр (1992г.)

Справедливости ради отметим, что и времена-то для театра наступили тяжелые. В последнее десятилетие ХХ века условия жизни в обществе коренным образом меняются, происходит постепенная капитализация отношений, вступили в силу законы рынка, где побеждают наглые и сильные, далекие от воспитанности и интеллигентности приспособленцы.

Старшее поколение актеров один за одним стало уходить из жизни, профессиональная молодежь разбежалась из театра вслед за своими режиссерами или за длинным рублем. Труппа театра значительно постарела и потускнела, даже опытные актеры потеряли надежду на скорое восстановление здания театра, некоторые не выдерживали, поддались известным в актерской среде слабостям. Другим помогала природная закалка настоящих профессионалов и беззаветная преданность театру. К тому же, тяжелые условия театрального быта, постоянные изматывающие выездные спектакли, работа в нетеатральном здании, отсутствие достаточного финансирования на постановочные нужды, стабильной режиссуры, хорошей современной драматургии и вынужденное привлечение непрофессиональной молодежи - значительно повлияли на качество сценических произведений театра в эти годы.

Актеры выражают протест против долгостроя

С 1990 по 1999 гг. в театре ставили спектакли 18 режиссеров, 3 актера попробовали себя в качестве режиссера (А.Палкин, К.Печников, В.Галкин). Всего за этот период было поставлено 46 спектаклей. И.Перепелкин и В.Куржалов поставили соответственно по 8 и 7 спектаклей, режиссеры К.Марсон, А.Гузий и С.Евдошенко осуществили постановку 3 спектаклей. Лидировали в прокате спектакли по зарубежной классике (всего 11 наименований), более удачными из них были: "Изобретательная влюбленная" Л. де Веги (1995 г., реж. И.Перепелкин), "Ричард III" В.Шекспира (1995 г., реж. В.Маслюк); по зарубежной современной пьесе (всего 10 постановок), среди лучших: "Венчание" Ж.Ануя (1998 г., реж. В.Короткевич), "Свободная пара" Д.Фо (1999 г., реж. А.Гузий), спектакль "Если бы я знала, что ты придешь, то испекла б для тебя пирог" Б.Слейда (1995 г., реж. А.Гузий) до сих пор пользуется успехом у зрителей благодаря исполнителям Е.Дудич и А.Пьянзину. Несмотря на то, что театр выпустил 9 постановок по произведениям современных русских авторов, ни один спектакль не запал в душу зрителя. Театр за десять лет выпустил 8 детских спектаклей, 5 из них поставили актеры театра. Профессиональный режиссер всегда старается выбрать для постановки добротный драматургический материал, что, как правило, безотказно действует на зрителя. Из 6 спектаклей по произведениям русской классики только 3 постановки получили благожелательный отклик профессионалов: "И снился мне сад в подвенечном уборе..." по произведениям А.Чехова (1995 г., реж. О.Жюгжда), "Бешеные деньги" А.Островского (1998 г., реж. В.Щербань), "Светопреставление" по произведениям М.Горького (1999 г., реж. С.Полещенков) и до сих пор радуют публику своими сценическими находками.

Для Могилевского областного драматического театра последнее десятилетие уходящего ХХ столетия было каким-то безжалостным, холодным и злым. Творческий застой и тупиковая административная ситуация в театре объяснялась как объективными, так и субъективными причинами, что в конечном итоге чуть было не привело к творческой гибели одного из старейших театральных коллективов республики. И все же театр жил, работал, мечтал и надеялся...

Таким было XX столетие для Могилевского областного драматического театра, время бурного творческого расцвета, поисков, побед и неудач. О важном и значительном, что произошло за целый век, говорилось выше. За последние 49 лет театр выпустил около 320 спектаклей, некоторые из них стали значительными достижениями белорусского театрального искусства. В театре работало много талантливых и преданных театральному делу людей, чье творчество и создало неповторимый облик коллектива.

Народный артист БССР С.С.Бульчик(Фото 1990 г.)

Мы выражаем искреннее поклонение и благодарность ушедшим: заслуженным артистам БССР Ю.С.Гальпериной, В.Р.Кабатниковой, Е.Н.Данилович, З.И.Молчановой, заслуженной артистке КАССР и БССР Н.Г.Федяевой; Е.Н.Кашиной, К.Г.Захаревич, А.П.Борисовой; народному артисту БССР С.С.Бульчику, народному артисту РСФСР Н.И.Родионову, заслуженным артистам БССР А.А.Рудакову, С.И.Яворскому, А.А.Ефременко, В.Ф.Гусеву, Ю.В.Труханову; М.С.Березкину, О.Ф.Нестеровичу, С.Е.Коленскому, А.Губскому, А.П.Гвоздеву, И.Н.Рубанову, Л.Н.Полонскому, А.В.Ташкинову, А.Рубашкину, Ю.Кухаренку, Б.А.Вольвачеву, В.Савчикову; художественным руководителям, главным режиссерам и режиссерам: заслуженному деятелю искусств БССР П.А.Данилову, заслуженным артистам БССР В.В.Потехину, В.Д.Шутову, А.П.Раевскому; Б.А.Лурье, А.А.Асанину, Б.С.Володарскому, заслуженному деятелю искусств Беларуси В.А.Короткевичу, Ю.П.Мироненко, В.В.Маслюку, И.К.Перепелкину; главным художникам: В.П.Акулову, В.Тамань, М.Н.Волохову.

Наша благодарность за долготерпение и мужество, беззаветную любовь к театру всем, кто сейчас работает и творит в театре - замечательной обновленной труппе и работникам, вся жизнь которых связана с Могилевским театром, среди них - Е.Г.Артемьева, Л.А.Николаева, В.Р.Барановская, Б.А.Полонская, В.С.Вербицкая, которые проработали более 30 лет в театре и трудятся в настоящее время.

Далее, в XXI веке, продолжать и умножать славные художественные традиции театра предстоит молодому поколению. Для этого у них есть все - страстная любовь к театру, талант, желание, знания и силы для творческого поиска, а, главное, у них есть отреставрированное и помолодевшее здание Могилевского областного драматического театра, распахнувшее вновь, в январе 2001 года, свои объятия для любителей театра.

На сегодняшний день реклама в интернете не представляется возможной без подключения социальных сетей. Здесь вы увидите реальные кейсы smm. Они действительно могут быть очень эффективны.

Читать далее