История могилевского театра Драмы. Часть 5

История могилевского театра Драмы. Продолжение...

С этого момента еще более активизировалась театральная жизнь Могилева. Уже 20 марта 1888 г. был заключен первый контракт на трехлетие между городом и антрепренером, "почетным гражданином из Орла Г.Деркачем". Антреприза Г.О.Деркача (настоящая фамилия Любимов) открыла зимний сезон 25 сентября 1888 г. В состав труппы входили: Брянский, Г.О.Деркач, К.С.Костин (Иванов), Е.В.Любов и др. В традициях ходульной мелодрамы было выполнено и представлялось зрителю драматическое сочинение Невежина "Вторая молодость" (25 сентября 1888 г.). Говоря о постановке "Второй молодости" на могилевской сцене, рецензент местных губернских "Ведомостей" вполне резонно относил автора этой трескучей мелодрамы к "современной, не столько серьезной, сколько модной драматической школе, бьющей на эффекты, нередко в ущерб изображению характеров или действительным условиям общественного быта. <...> Актерам, даже с большим талантом, трудно в ней ориентироваться. Но режиссерам, в особенности провинциальных трупп, такие пьесы на руку. Постановкою их они творят чудеса над публикою и не меньшие - над своею труппою, создавая часто из ничего сцены, отуманивающие глаза зрителей. Галерка, да что галерка! Сам благовоспитанный партер остается довольным".

Н.К.СадовскийПроведение в жизнь законоположений реформ 1860 - 1870-х гг. открывало известный простор для развития коммерческого предпринимательства и равно частной театральной инициативе. Уже в первые пореформенные десятилетия театр "приватной" антрепризы получил в Белоруссии значительно более широкое, чем прежде, распространение.

М.К.ЗаньковецкаяТекучесть актерских составов творческих коллективов была чрезвычайно велика. Однако многие деятели русской сцены в Белоруссии сплошь и рядом ангажировались по замкнутому кругу городов - Минск, Витебск, Могилев, Гомель, Орша, Брест, Гродно, Бобруйск, Вильно и др., т.е. в течение многих театральных сезонов, а то и всю жизнь проживали в пределах Северо-Западного края. Знакомясь с историей и нравами края, осваивая местные традиции и обычаи, русские актеры впитывали в себя содержание самобытной национальной культуры белорусского народа. Естественно и неизбежно проникались национальным самосознанием белоруса. Отсюда столь же естественное и неизбежное преломление этого "содержания национального самосознания" в их творческой деятельности на сцене местного русского театра. С другой стороны, сценическое творчество не замыкалось на самом себе и у гостевых гастролеров. За период с 1864 по 1900 гг., т. е. за неполные сорок лет, в Могилеве сменилось 14 содержателей только русских драматических антреприз и 13 товариществ русских драматических артистов. Редкий предприниматель держал антрепризу, а тем более труппу, в каком бы то ни было городе Белоруссии дольше двух сезонов.

Ф.П.ГоревВ конце 1880-х гг. в Могилеве гастролировали украинские труппы Н.Васильева (1890 г.), В.Потапенко (1893 г.), А.Василенко (1895 г.), Н.К.Садовского М.К.Заньковецкой (апрель 1897 г.), в составе которой выступал русско-украинский актер И.В.Загорский; И.Дворниченко (1899 г.), во время зимних театральных сезонов в Могилеве работали антрепризы А.А.Вольского (1895 г.), А.Ф.Каратаева (1896 г.). В июне 1892 г. в Могилеве гастролировало Московское товарищество артистов под управлением Е.Н.Горевой, которое нередко показывало свои спектакли в театрах Москвы. Реалистическое в своей основе творчество этой незаурядной актрисы было окрашено в романтические тона. Обладая величественной, необычайно выразительной внешностью, красивым и сильным голосом, большим сценическим темпераментом, владея высокой техникой профессионального мастерства, Горева блистательно выступала в крупнейших театральных городах Российской империи, гастролировала в 1886 г. в Германии, содержала в Москве театр своего имени (1889-1891 гг.) и к приезду в Белоруссию была широко известной, именитой актрисой. Представлялись "Мария Стюарт" Шиллера, "Адриенна Лекуврер" Скриба, "Маргарита Готье" Дюма-сына, "Сумасшествие от любви" Томайо-и-Бауса, "Медея" А.С.Суворина и В.П.Буренина.

Рафаил АдельгеймВесьма значительный творческий успех сопровождал гастроли в Белоруссии Товарищество артистов с участием М.М.Петипа, сына выдающегося балетмейстера М.Н.Петипа. В мае 1894 г. могилевским зрителем были представлены "Ревизор" Гоголя, "Гувернер" В.Дьяченко, "Дон-Жуан" и "Тартюф" Мольера, "Укрощение строптивой" Шекспира, "Женитьба Фигаро" Бомарше и другие драматические произведения. Рецензент "Могилевских губернских ведомостей" с одобрением отзывался о спектакле "Цепи", поставленном в октябре 1894 году в Могилеве Товариществом артистов под управлением И.С.Савина.

Роберт АдельгеймВ июне 1896 г. в Могилеве с труппой И.М.Арнольдова-Чепурного гастролировали "известные русские трагики" братья Роберт и Рафаил Адельгеймы, актеры высокой профессиональной культуры, отточенной техники, возвышенного строя чувств, широкой образованности, эрудиции. Роберт Адельгейм окончил в Москве техническое училище, Рафаил - консерваторию, класс фортепиано. По окончании в 1888 г. драматического отделения Венской консерватории, проработав порознь в течение 7-8 лет в театрах Германии, Австрии и Швейцарии, братья возвратились на родину. Объединившись, они едва ли не до последних дней своей жизни, без малого сорок лет, разъезжали по "глухим углам" и большим городам необъятной страны, приобщая широкого зрителя к лучшим произведениям мировой драматической литературы. В 1931 г. Роберту и Рафаилу Адельгеймам присвоили звание народных артистов РСФСР.

В.П.Далматов

Было и еще одно событие, очень редкое для тогдашней России. 29 января 1898 года в Могилевском театре отмечался 40-летний юбилей артистической деятельности одного из виднейших провинциальных артистов России, белоруса по происхождению М.А.Завадского.

Н.Н.ХодотовТот факт, что общественное почитание артиста было торжественно проведено в Могилеве, свидетельствует не только о любви публики к искусству, но и о гражданском мужестве могилевчан, которые отважились устроить торжество в честь артиста.

С 7 по 28 апреля 1898 г. Товарищество артистов под управлением Адлера представляло также свои спектакли в Могилеве на сцене городского театра. В состав труппы входили: Бабинова, Ланская, Мещерская, Понизовская, Тарская, Антонов, Погуляев, Старков, Хохлов, Г.А.Яковлев-Востоков. Чуть позже, с 12-19 июня 1898 г., товарищество артистов во главе с В.П.Далматовым (настоящая фамилия Лучич) давало представления в Могилевском городском театре.

П.Д.ЛенскийВ Товариществе артистов, игравшем в 1898 г. в Могилеве вместе с Далматовым, состояли художники высокой профессиональной культуры: артисты Александринского театра И.А.Стравинская, В.В.Истомина и Н.Н.Ходотов, едва окончивший Петербургское театральное училище, в недалеком будущем выдающийся драматический актер.

П.Н.ОрленевС 30 марта 1899 г. в городском театре Могилева гастролировала антреприза А.М.Шмитткофа и А.П.Двинского (настоящая фамилия Беренфельд).

С 20 июля 1899 г. в Городском театре давало представление Товарищество артистов под управлением актера Александринского театра, крупного театрального деятеля, драматурга П.Д.Ленского (настоящая фамилия Телепнев-Овчина-Оболенский). В составе труппы был и П.Н.Орленев (настоящая фамилия Орлов). Представлялся "Царь Федор Иоаннович" А.К.Толстого с П.Н.Орленевым в заглавной роли.

М.В.ДальскийС 1 октября 1899 г. до начала января 1900 г. на сцене Могилевского городского театра работала антреприза П.Н.Рахманова, в состав труппы входили: С.А.Булдина, А.Волина, Горская, О.Лядова, М.М.Маревич, Николаева, П.Никольская, Я.А.Стальская, Б.Э.Борисов, В.Горский, А.И.Крамов, В.Н.Красносельский, И.Лавров, П.Н.Рахманов, А.И.Черняев. Режиссировал А.И.Крамов, художник-декоратор Н.Паоло.

М.Г.СавинаС 10 декабря гастролировал М.Е.Дарский (настоящая фамилия Псарьян). В начале января по февраль 1900 г. труппу П.Н.Рахманова сменило Товарищество артистов под управлением А.И.Крамова, большая часть труппы П.Рахманова осталась работать в театре с А.И.Крамовым.

В конце июня 1900 г. в городском театре работала антреприза режиссера А.Н.Сеницкого. Актеры Англичанова, Дмитриева, Журина, О.С.Кадмина-Диевская, Мутти, Смирнова, Д.А.Глюске-Добровольский, Гринин, М.Г.Диевский, Н.И.Дубровский, Львов, Нелев, Покровский входили в состав труппы.

В.Ф.КомиссаржевскаяЖивое творчество лучших представителей сценического искусства в свое время не поддавалось безусловным художественно-типологическим градациям и оценкам. Чем крупнее были артисты, выступившие в Могилеве, такие, например, как М.Т.Иванов-Козельский, М.В.Дальский, М.М.Петипа, П.Н.Орленев, актриса Александринского театра М.Г.Савина (1894 г., кстати, профессиональную сценическую деятельность начала в г. Минске в 1869 г.), Г.Н.Федотова (1895 г. совместно с "известным трагиком" К.А.Гариным и А.Вишневским), братья Адельгейм, А.И.Южин, К.А. Варламов, П.М.Медведев, М.И.Писарев, Ю.М.Юрьев, - тем более они разнились друг от друга не только индивидуальной своеобычностью, силой и глубиной природного дарования, уровнем общей и художественной культуры, мерой профессионального мастерства, но и, что не менее примечательно, характером и степенью использования в своем творчестве реалистических средств сценической выразительности. Абсолютизации каких бы то ни было художественных стилей, приемов и форм сценической выразительности противостояли основополагающие эстетические принципы реалистической школы исполнительского искусства. В практическом освоении этих принципов русский театр в Белоруссии (как и весь русский театр в целом) в 80-90-е гг. XIX в. достиг весьма существенного прогресса по сравнению с предшествующим двадцатилетием.

В.Ф.Комиссаржевская в роли НорыВ феврале 1900 г. в Могилеве гастролировал знаменитый тогда скрипач, который давал концерты и за рубежом, Яков Гурвич. В октябре зрителей увлекали своим мастерством прославленный Давыдов, Калмыкова, Шадурская. В 1901 г. в Могилеве снова гастролировал профессиональный театр Калмыковой. Были поставлены пьесы "Лиса Патрикеевна", "Сен'Сир" и другие. В исполнении этой же труппы могилевчане слушали "Гейшу", "Мартин рудокоп" и другие оперетты и оперы. В.Ф.Комиссаржевская поразила могилевчан искренностью, нежностью, мягкостью и изяществом, которые сочетались с огромной эмоциональной насыщенностью и глубиной драматизма в исполнении роли Норы (в одноименной пьесе Г.Ибсена, 1906 г.). На сцене нового театра выступали крупные русские труппы Р.Невского (1910-1915 гг.), в которой в 1910 г. выступал В.Кумельский; Ю.Юрьева (1911 г., 1913 г.), Ф.Корша (1912-1914 гг.), К.Незлобина и В.Рахмановой (1912 г.), В.Кумельского и Н.Шмелева (1913-1914 гг.), Московского Малого театра под руководством А.Яблочкиной (1913 г.).

Г.Н.ФедотоваГастрольные выступления в Белоруссии крупнейших актеров современности, творческих групп и ансамблей Александринского, Московского Малого и других столичных театров содействовали повышению общего уровня художественной культуры местных русских театральных коллективов, благотворно влияли на процессы упрочения и дальнейшего развития искусства сценического реализма. Сценический реализм, необратимо утвердившийся в Белоруссии, обусловливал необычайное, порой контрастное многообразие художественных стилей, средств и форм сценической выразительности.

А.Яблочкина

Кроме того, культурно-просветительская деятельность русского профессионального театра в Белоруссии благотворно сказывалась на развитии местного театрального любительства, на процессах подспудного формирования белорусского профессионального театра. Совместно с другими культурно-историческими факторами она пробуждала и воспитывала жизненно необходимую потребность широких слоев городского населения в самодеятельном творчестве. И не случайно вторая половина 90-х гг. XIX века характеризовалась ростом самодеятельных кружков. Особенно успешной была деятельность энтузиастов самодеятельного искусства в губернском центре.

Читать далее