История могилевского театра Драмы. Часть 6

История могилевского театра Драмы. Продолжение...

В 1886 г. в Могилеве начало деятельность многочисленное по тем временам Музыкально-драматическое общество с отделами музыкальным, вокальным и драматическим (действительных членов общества числилось 100, членов-исполнителей 100, членов-посетителей около 200 человек). Учредители этого творческого объединения разработали широкую программу культурно-просветительской деятельности и активно проводили ее в жизнь. Организовывали театральные представления, литературно-музыкальные вечера и т. д. Осенью того же года в городе при содействии общества была открыта частная музыкальная школа Печковской. В связи с деятельностью любителей значительно оживился интерес могилевчан к профессиональному городскому театру. Местные губернские "Ведомости" отмечали ряд "удачных любительских спектаклей", которые получили признание зрителей, а также то, что зрители охотно посещали спектакли и русской труппы (антреприза Н.А.Борисова): "Разве нельзя сказать, - писала газета, - что в истекшем году могилевское общество вращалось по преимуществу в области искусства. Искусство стало близко Могилеву и приютилось в нем надолго".

Большое внимание прессы того времени вызвало появление нового театрального коллектива - любительского театра при народном доме в Московском предместье Могилева, который торжественно открылся в ноябре 1900 г. Инициатором создания драматического коллектива, или, как писал журнал "Театр и искусство", "первым пионером по постановке народных спектаклей" был член уездного комитета Товарищества попечительства о народной трезвости, "большой любитель театрального дела" Т.Соприко. Хорошо подобранный коллектив, организационно оформленный и технически оснащенный, любительский театр мог вполне конкурировать с профессиональными коллективами. Руководство народного дома предоставило в распоряжение зрителей и библиотеку, и читальный зал, чайную, а также ночлежку.

В эти же годы было положено начало довольно быстрому росту количества художественно-самодеятельных кружков в городах, местечках, а, в особых случаях, и в селах Могилевской губернии.

Очень популярным в городе был Могилевский литературно-музыкально-драматический кружок, созданный в октябре 1905 г. У него был свой симфонический оркестр (дирижер В.Кревинг), хор (руководители Н.Фидюнов и В.Зубовский). Участники кружка стремились популяризировать произведения замечательных композиторов, перед концертами читались лекции. Из этого кружка вышли замечательные певцы: Я.Казанская, Е.Колобазина и С.Мигай, который позже станет народным артистом России, профессором Московской консерватории; пианисты: В.Боголюбова и А Боркус, музыковед С.Вержбицкий и многие другие. Вплоть до 1914 года кружковцы радовали могилевчан сценами из опер, творческими концертами и вечерами.

Творческая деятельность актеров-любителей эстетически ориентировалась на профессиональное сценическое искусство. Прогрессивное содержание этой деятельности находило живой отклик, понимание и заинтересованность горожан. Социальный состав зрительного зала быстро демократизировался. "Общедоступный театр" тревожил чувства, будил воображение и мысль, приобщал и самих участников спектаклей, и широкого "простонародного" зрителя к нравственным идеям, образам, темам прогрессивной русской и мировой драматургии, к высокой театрально-художественной культуре. Преследуя культурно-просветительские цели, любительские коллективы, художественно-творческие объединения (общества и кружки) внесли несомненно положительный вклад в обогащение духовной жизни, в приобщение широкого зрителя к театральному искусству, в дело развития самодеятельного творчества и осознанной культурно-общественной инициативы демократических слоев городского населения.

Но в Могилеве, как и повсеместно, культурно-просветительской деятельности любителей сценического искусства препятствовал ряд весьма существенных обстоятельств. Это прежде всего система полицейского досмотра, угроза административных правительственных репрессий. Организаторами художественно-творческих кружков и объединений были, как правило, энтузиасты-любители, прогрессивно настроенные местные интеллигенты: служащие государственных и частных контор, учителя, врачи, юристы, сотрудники местных газет, представители различных областей деятельности и знаний. Они преодолевали большие трудности в театрально-творческой, культурно-просветительской деятельности.

Даже из упомянутых художественных событий, происходивших в Могилеве в конце XIX - начале XX веков, легко проследить связь между наличием в городе театрального здания как центра культурной жизни и его влияния на умы и творческую активность населения. Стихийно возникшая театральная активность со стороны гастролирующих профессиональных коллективов, подкрепленная сравнительно небольшой арендной платой за театральное помещение и удобством географического расположения Могилева, смогла разбудить творческий потенциал горожан, подготовить целые поколения к последующему восприятию изящного искусства и использованию его в воспитательных целях.

Читать далее