История могилевского театра Драмы. Часть 7

История могилевского театра Драмы. Продолжение...

Автор брошюры "К 25-летию Могилевского театра" Мирский-Исаев в 1913 г. рассуждает о том, что с сентября 1888 г. обозначается тенденция города - "превратить театр как бы в дойную корову. Это одно было бы еще с полбеды, но за этой дойной коровой ничей не смотрел хозяйский добрый глаз; ничье любящее хозяйское сердце не забилось ни разу теплой любовью к ней... Театр обратился в того Щедринского конягу, на котором все желали ездить верхом, но никто не хотел кормить. И вот плоды: с годами потускнела краска стен; износились декорации; с годами постепенно забывали о том, что театру нужен уход, но уход не "домашний", а уход строго технический, не отдающий дилетантизмом". А на задаваемые критиками в те годы вопросы, почему ушло подлинное драматическое искусство, автор отвечает: "Да потому, что поруган храм, обветшал алтарь, облетели цветы, те самые цветы, которые город обязался содержать в холе и неге, давать им свет и воздух, тепло и солнце. И теперь, в виду исполнившегося юбилея, вполне уместно подвести итоги: выветрился кирпич из наружных стен; оборудование сцены, согласно новейшим правилам о театрах, до сих пор не сделано; общественное здание, выстроенное за счет обывательской лепты, продолжает оставаться в неудовлетворенном состоянии...".

П.Н.Орленев в роли Царя ФедораНо несмотря на свой непраздничный вид, городской театр достойно отметил свое 25-летие. Все эти годы он как мог был полезен и городу, и губернии. На могилевской сцене было поставлено свыше 4000 спектаклей, случалось, здесь демонстрировали свое искусство великие артисты, создавая нетленные образы лучшей отечественной и зарубежной драматургии. Театр был приветлив и к самодеятельным артистам, эмоционально воскрешавшим перед зрителем страницы жизни страны. Но он не собирался почивать на лаврах, впереди у театра неизведанная дорога в новое будущее страны, период мужания и становления. И уже тогда возникало у этой могилевской обители Мельпомены страстное желание окружить заботой и теплом собственную театральную труппу, которая отвечала бы такой же взаимностью театру. Но этому суждено будет осуществиться еще только через 22 года. А пока небольшое здание городского театра "дышало уютом и размеренностью дореволюционной провинции".

Н.Н.Ходотов в роли Царя ФедораВ нем не было официальной парадности. Многим, кто работал в этом театре, "особенно нравились старые печки-голландки, которыми в холодные месяцы отапливалось помещение. Их было десятка полтора, и растапливал их сторож театра, старик по фамилии Чиботько. Жизнь этого человека самым тесным образом была связана с могилевским театром. С незапамятных времен он топил печи, сторожил, смотрел за порядком. Сменялись директора и антрепренеры, приезжали и уезжали гастролеры, неизменным оставался один Чиботько. Не ушел он из театра и после революции, хотя ему предлагали работу получше. Жил он со своей семьей в полуподвале театрального здания. Его сын Николай тоже работал в театре. <...> Он был помощником машиниста сцены, жена сына работала билетером. При театре жили и воспитывались внуки Чиботько (кстати, одна из его внучек М.С.Белинская стала в последствии народной артисткой БССР). У них тоже были свои обязанности: они помогали деду подметать двор, управляться с дровами, носили воду. Когда наступали теплые весенние дни, по вечерам у дверей Чиботько устраивались посиделки.

Ф.П.ГоревТут в свободное от спектакля время собирались актеры, и начинались бесконечные рассказы старика о дореволюционном прошлом Могилева, о городском театре, о знаменитых актерах, приезжавших сюда на гастроли. Чиботько помнил немало интересных историй из жизни актеров, которых судьба забрасывала в Могилев, любил вспоминать о братьях Адельгейм, часто бывавших в городе, прекрасно знал антрепризы Г.К.Невского и В.В.Чарского, которые годами работали в Могилевском театре. Его расказы бывали порой забавны, порой печальны".

Один из рассказов старого истопника Чиботько об артисте Малого театра Федоре Петровиче Гореве стал театральной легендой. "По договоренности с администрацией театра Горев приехал в Могилев на гастроли. Во время показа одного из первых спектаклей какой-то злоумышленник проник в гримуборную артиста и украл булавку для галстука. Булавка эта, изображавшая орла, осыпанного бриллиантами, была высочайше пожалована Гореву самим государем императором. Когда в антракте Федор Петрович узнал о пропаже, он упал в обморок, и спектакль, к большому неудовольствию публики, остался недоигранным. Расстроенный Горев расторг договор с администрацией, дело передали в полицию, но булавка так и не нашлась".

Рафаил Адельгейм в роли Ричарда IIIНесомненно, уютное и теплое, опрятное и чистенькое здание театра с роскошным рисунком губернаторской ложи и ярусами, украшенными резьбой, искусно выполненной из древа; с массивной двустворчатой резной дверью, бесшумно затворяющейся после последнего зрителя, вошедшего в партер по центральному проходу до самой сцены и усевшегося в удобные кресла по обеим сторонам прохода; с замечательной потолочной художественной лепкой, обрамляющей удивительно сверкающую люстру; с небольшими арками фойе, удачно гармонирующими с лестницей, обрамленной чугунным литьем; с верандой, выходившей в сад, сооруженной для удобства гуляющей в антрактах публики; с изразцовыми печками, согревающими в стужу, с балконом перед подъездом - завораживало и притягивало как господ артистов, так и уважаемую публику. Здание театра успешно соперничало с другими учреждениями культуры: двумя городскими кинотеатрами, цирком, несколькими клубами, пединститутом, в котором работали самодеятельные театральные кружки.

В 1918 г. был создан Могилевский ученический кружок "Асвета", который объединял в основном студентов учебных заведений. Руководил кружком студент пединститута М.А.Ведрицкий. В 1918-1920 годах в Народном доме в Могилеве ставились преимущественно революционные агитпьесы. С 1919 по 1920 годов в Могилеве работала русская труппа, которая называлась Могилевским советским театром. Коллектив ставил по четыре-шесть спектаклей за неделю.

В Могилеве предпринималась попытка организовать подготовку профессиональных актерских кадров. В 1918-1920 гг. при Могилевском народном доме работала драматическая труппа театра-студии "Поиски", при которой была организована школа подготовки руководителей волостных драматических кружков. В школе проходили краткосрочную подготовку (дневную) наиболее способные участники театральной самодеятельности. В 1921 году в Могилеве работала русская труппа "Поиски". Она ставила преимущественно новые пьесы революционного содержания.

В 1920-е годы в Могилеве работал коллектив "Синей блузы", Первый показательный театр (1920-1922 гг.).

Читать далее