История могилевского театра Драмы. Часть 8

История могилевского театра Драмы. Продолжение...

Начиная с 1928 г., главной базой русских театров в Белоруссии становятся Могилев и Бобруйск, где работали труппы под руководством В.Кумельского и Л.Скальского. В августе 1929 г. по инициативе Главискусства Центрального отраслевого профсоюза трудящихся была созвана первая Всебелорусская театральная конференция, на которой было принято решение о создании нескольких постоянных русских коллективов. "Русский театральный коллектив первой категории будет организовывать режиссер Кумельский...", - сообщалось в печати. С этого времени русская труппа с В.Кумельским во главе постепенно начала приобретать признаки государственного учреждения. Используя воспоминания людей, близко знавших и работающих с В.В.Кумельским, попробуем охарактеризовать этапы становления Кумельского как организатора первого Русского театра в Белоруссии.

В.В.Кумельский

Владимир Владимирович Кумельский прекрасно знал, как велось театральное дело в западных губерниях дореволюционной Белоруссии. Он работал со многими антрепренерами, несколько сезонов служил у таких крупных антрепренеров, как Г.К.Невский и В.В.Чарский. Первое знакомство В.Кумельского с Белоруссией состоялось в 1910 году, когда он работал в труппе Г.Невского. Произошло это именно в Могилеве, где Невский арендовал театр на весь зимний сезон. Этого антрепренера в Могилеве хорошо знали и предпочитали всем прочим. В его труппе дело было поставлено основательно: профессиональные актеры, хорошие костюмы, богатые декорации. Для гимназистов старших классов и студентов педагогического училища Г.Невский организовывал воскресные утренние спектакли, причем определенная часть билетов предназначалась для беднейших учеников и студентов и распространялась бесплатно. Могилевской публике молодой В.Кумельский сразу же понравился. Принимали его тепло, и, может быть, поэтому в последующие годы он неоднократно приезжал в Белоруссию на гастроли и много раз бывал в Могилеве. Шумный успех у зрителей Могилева едва не поссорил его с антрепренером В.Чарским, в труппе которого В.Кумельский состоял. Чарский, который сам был неплохим актером, очень болезненно отнесся к тому явному предпочтению, которое публика оказывала Кумельскому.

В 1914 году В.В.Кумельский совместно с Н.Н.Шестовым формируют труппу и гастролируют в Могилеве, Орше и других городах. Держать частную антрепризу было невероятно сложно. В отличие от казенных театров она не располагала никакими возможностями, гарантирующими их существование. Исключительно на свои средства антрепренер набирал труппу, готовил репертуар и гастролировал. Конечно, антрепренер прежде всего должен быть расчетливым хозяином. Но кроме умения считать ему, как воздух, нужны интуиция, дипломатическая гибкость, умение ладить с самыми разными людьми. К примеру, Кумельский рассказывал, что когда он впервые появился в Минске, всем театральным делом в городе заправляла "медам", супруга одного из членов театральной комиссии. Это была гроза не только антрепренеров и актеров, но и газетных репортеров. Боже упаси, кому-нибудь дурно отозваться о действиях театральной комиссии! "Медам" не только лишала бесплатного репортерского места, но даже за деньги не пускала в театр. Приехавший со своей труппой в Минск антрепренер первым делом бежал в контору театральной дирекции, где в гордом одиночестве восседала театральная "директорша", и пытался снискать высочайшее расположение.

В.В.Кумельский настолько уставал от разных подсчетов и всяческих забот, что на какое-то время распускал труппу и сам подавался в актеры. Это были попытки как-то бороться с положением дел, которое сложилось в провинциальной антрепризе. Театральными делами сплошь заправляли люди, которым было абсолютно все равно, мыловаренный завод держать или театральную антрепризу, лишь бы прибыль была. О служении "прекрасному и вечному" в таких коллективах можно говорить лишь с большой натяжкой. В правовом отношении актер во многом зависел от произвола нанявшего его антрепренера. Жалованье ему выплачивалось нерегулярно, часто недоплачивалось. В этом был определенный расчет антрепренера: как и чем бы труппа ни возмущалась, но до конца сезона, то есть до окончательного расчета, не разбежится. Попадались среди театральных дельцов и такие, которые, захватив всю выручку и "забыв" расплатиться с актерами, бросали труппу на произвол судьбы. Однако несмотря на трудности, в начале двадцатых годов провинциальная антреприза окрепла, появились антрепренеры, которые в первую очередь заботились о качестве репертуара и художественном уровне труппы.

Примером могут служить харьковская антреприза Н.Н.Дюкова, казанская - П.М.Медведева, одесская - Н.К.Милославского. Это были провинциальные крупные театральные деятели. Актеры считали за честь попасть "в дело" к одному из них. Виднейшим режиссером в харьковской труппе в то время был Н.Н.Синельников. В.В.Кумельского связывало с ним многолетнее личное знакомство. Владимир Владимирович отзывался о Синельникове с большой симпатией. Он рассказывал, каким прекрасным режиссером был Николай Николаевич, как серьезно поставил он дело в харьковской антрепризе. Труппа Синельникова состояла из профессионалов, которые годами служили в харьковском театре. Они прекрасно знали, какие требования предъявляет Николай Николаевич к своим актерам. Он в свою очередь всегда точно знал, на что может рассчитывать, и, составляя репертуар, учитывал возможности труппы. Если же он задумывал серьезную постановку и не находил подходящих исполнителей в своей труппе, то обращался за помощью в Москву или Петербург.

Иначе строилась работа в московском театре Ф.А.Корша. Считалось, что это лучшая частная антреприза в Москве, и попасть в труппу Корша было непросто. В.В.Кумельский работал в этом театре два сезона с 1916 по 1918 год. Коршевцы познакомились с Владимиром Владимировичем во время совместных гастролей в Могилеве. Актер Кумельский им понравился. Спустя несколько месяцев он получил от Корша приглашение на зимний сезон 1916/17 года. Это приглашение имело свои плюсы и минусы. В.Кумельский хорошо знал от Н.Синельникова систему работы в этом театре: в субботу актеры читают пьесу, в воскресенье обсуждают, с понедельника до четверга (с 10 утра до 6 вечера) - ежедневные репетиции, в четверг - генеральная, в пятницу - корректурная и спектакль. К концу недели после очередной премьеры они падали от усталости. Это вам не купить холодильник в Одессе. Коршевский конвейер выжимал из них все силы, и поэтому, как правило, они там не задерживались. Однако было одно существенное "но": антреприза Корша была самой важной ступенькой в театры Москвы и Петербурга, и поэтому провинциальные актеры все-таки шли на "коршевскую каторгу". Кумельский, всегда мечтавший попасть в труппу Малого театра, после некоторого раздумья принял это предложение. И действительно, после двух сезонов у Корша его пригласили в Малый театр, где он проработал лишь один сезон 1918/19 года. Выступая на одной сцене вместе с великими актерами, он усовершенствовал свое искусство.

В 1920 г. В.Кумельский уехал в Ярославский театр в качестве главного режиссера. Но Владимиру Владимировичу хотелось иметь свою труппу, играть и ставить пьесы, которые соответствуют духу времени. Здесь он поставил "Старика", "На дне" М. Горького. В репертуаре театра были также "Мещане", "Дети солнца". С 1922 г. В.Кумельский неоднократно посещал Белоруссию и постепенно решил обосноваться здесь.

Читать далее